Большая часть французских виноградников в Алтайском крае находится в запущенном состоянии. «Алтайский винзавод», на котором планировалось перерабатывать плоды, оказался в руках других инвесторов, которых вино не интересует. Будущее промышленного виноделия в регионе, похоже, безрадостно. Подробнее о некогда амбициозном проекте рассказывает altapress.ru.
Работы на знаменитых французских виноградниках, расположенных в Алтайском районе, в этом году будут проводиться в минимальных объемах и исключительно силами студентов АлтГТУ, рассказал altapress.ru заведующий кафедрой бродильных производств, директор компании «Алтайская лоза» Владимир Вагнер. Что будет с остальными гектарами, он не уточнил. Между тем некогда цветущие плантации в настоящий момент находятся в удручающем состоянии: виноград по сути оказался заброшен. «Алтайский винзавод», на котором планировалось перерабатывать плоды, сейчас принадлежит другим инвесторам, которые выпускать вино в промышленных масштабах не собираются. Те же предприятия, которые им еще занимаются или планируют это делать, либо работают на привозном винматериале, либо ориентируются на выпуск плодовых напитков из алтайских ягод.
«Я бы не хотел будоражить эту тему и отвечать за проект, к которому теперь не имею никакого отношения. Я занимаюсь научной работой», - сказал Вагнер.
Первые саженцы французского винограда Владимир Вагнер, тогда еще гендиректор госкорпорации «Алтайспиртпром», завез в 2009 году. Высажены они были на небольшой плантации в 30 соток. Дальше — больше. Виноград нормально перезимовал, после чего было принято решение расширить его площади. В 2010 году на 3 га земли неподалеку от села Алтайского было высажено 12 тыс. новых саженцев сортов «гаме», «маршал фош», «миньо», «мускат оттонель», «пино нуар», «шардоне».
2012 год стал для алтайских виноградников самым урожайным: тогда было собрано почти 3 тонны винных ягод. В 2013 году сотрудники «Алтайспиртпрома» высадили еще 10 тыс. саженцев винограда сортов «мускат» и «пино нуар», специально доставленных почтовой службой из провинции Франш-Конте. Но после этого проект «Алтайская лоза» исчез с информационного поля. Вагнер больше не рассказывал о своих успехах, чиновники всех уровней не посещали плантации. О том, что с виноградниками что-то не так, стало понятно в 2016 году. Тогда часть урожая осталась в полях под снегом. Владимир Вагнер поспешил объяснить: все так и задумано. Якобы ягоду специально оставили на лозе, чтобы она подморозилась и из нее можно было делать ледяное вино.
По мнению экспертов, причиной неудачи стала ошибка в технологии выращивания, а выбранные сорта винограда приспособлены к более теплому климату.
Изначально инициатором проекта была корпорация «Алтайспиртпром», 51% акций которой принадлежало региональному Фонду имущества. После того как она оказалась в стадии банкротства, куратором виноградников стала некая фирма «Алтайская лоза», созданная в 2014 году и зарегистрированная в райцентре Алтайское. Ее гендиректором, согласно выписке ЕГРЮЛ, до сих пор является Владимир Вагнер.
На сегодняшний момент «Алтайский винзавод», на котором планировалось перерабатывать собранный виноград, принадлежит инвесторам из Новосибирской области. Предприятие приступило к выпуску минеральной воды Petroglyph, которая разливается в современную тару объемом 1,25 литра.
Что же касается переработки винограда, то, по оценкам экспертов, наиболее оптимальной для Алтайского края моделью может стать авторское виноделие. Оно может включать в себя небольшую плантацию площадью порядка 1–2 га, микропроизводство, не требующее лицензирования, и качественные напитки, известные настоящим ценителям. Кстати, по такой схеме в настоящий момент развивается винодельческая отрасль в Крыму, и делается это довольно успешно.
В то же время алтайский сенатор Михаил Щетинин заверил журналистов, отвечая на вопрос во время Петербургского экономического форума, что вино на Алтае становится все лучше и лучше с каждым годом. «Ваши коллеги были давно на винограднике. Соответствующие работы там выполнены. Почки распустились. Я думаю, что будем собирать урожай в этом году. Но вы должны понимать, что это французский и итальянский виноград винный, но на другой почве, другое солнце, атмосфера. Но с французами работа продолжается и это дело не одного года. Но вино есть. И оно с каждым годом становится все лучше и лучше. Это не простой процесс. Это на грани искусства, шаманства и науки», - сказал Щетинин.