Известный арт-критик и культурный деятель Вадим Климов специально для «ПОЛИТСИБРУ» написал цикл материалов, посвященных анализу культурной политики властей края и процессов, происходящих в сегодняшней культурной жизни региона. Сегодня речь о театре.
Дорулились…
Самое политизированное современное искусство, конечно, театр. Пройдем по вершкам. По регионам прокатилась волна запрета спектаклей по разным причинам - от самого громкого, якобы оскорбляющего чувства верующих, «Тангейзер» в оперном театре Новосибирска, до запрета спектакля «Песни о Родине» в театре «Глобус», и даже снятия с гастролей рок-оперы «Иисус Христос - суперстар». Омск отличился несколько раз. Например, жертвой ужесточения борьбы против негативных настроений среди школьников стал театр Aspera Омского Дома учителя. Под «раздачу» попал его премьерный спектакль «Точка невозврата».
Барнаулу тоже досталось. Местное культурное поле начали перепахивать с драмтеатра и успешного спектакль «Войцек». Тяпкой выкорчевали Владимира Золотаря и все, что связанно с ним. Был запрет постановки «Плохие парни», и даже исход из театра Романа Феодори можно частично отнести к идеологической чистке. Предположу, что его «Мамаша Кураж» напомнила администрации края «Войцек». Замечу, что «Войцек» и «Мамаша Кураж» взяли по «Золотой маске».
Надо напомнить историю подавления Молодежного театра Алтая, которая показала, что идеологические разногласия и экономические рычаги управления культурой - это как в танке правый и левый рычаги. Реконструкция театра и сопротивление директора, не согласившегося подписывать документы о сдаче объекта в эксплуатацию без окончательной доделки, привели к сфабрикованному уголовному делу, которое развалилось, но нанесло серьезный ущерб всем - директору театра, творческому коллективу, имиджу края в творческом пространстве. Дело вышло на высший уровень и обсуждалось в кабинете президента. Невнятные отговорки губернатора были приняты, но осадок остался на долгие годы.
Операцию по снятию с должности директора театра музыкальной комедии удалось провести технично. Считаю, что это была внутрикорпоративная конкуренция, применили метод зачистки управляемого пространства. Предполагаю, что начальник краевого управления культуры таким образом усиливала собственную позицию. (Фигура директора театра музыкальной комедии набирала вес в театральном пространстве страны.)
Примерно по этой же схеме прошла административная реформа в театре кукол, куда директором назначили заместителя начальника краевого управления по культуре. Так как принятая вертикальная система управления эффективна только в ручном режиме, думаю, что не одно решение не прошло мимо губернатора края. Нужно помнить что театры — это государственные учреждения, какую бы юридическую форму сегодня они не принимали. Театры финансово зависимы. Поэтому государство считает, что оно вправе требовать исполнения идеологического заказа.
Власть, политическая борьба, контроль системы влияния на граждан. Театр, как ни странно, очень важный инструмент этой системы. Да, театр по статистике посещает немного больше двух процентов, но это золотые 2%, а сила влияния актера на публику многократно увеличивает эту процентную ставку. Правящая группа это понимает и управляет театральным пространством как получается. И что в итоге? Театры Алтайского края в глубоком режиссерском кризисе, директоры театров под жестким идеологическим и финансовым давлением. Явная актерская депрессия и падение зрительского интереса. В общем, если уж берешься рулить театральнйо системой, то надо делать это умело. Не тормозя и не давя на газ без необходимости. А то дорулились...
Фото со страницы Вадима Климова в Facebook.