В конце апреля партия «Справедливая Россия» провела очередной съезд, который стал для партийцев своего рода «напутствием перед боем»: на мероприятии лидер российских эсеров Сергей Миронов подвел некоторые итоги деятельности партии в текущем избирательном цикле и публично озвучил планы на цикл грядущий. На федеральном уровне справедливороссы ставят перед собой амбициозную задачу — занять второе место на выборах в Госдуму РФ. О задачах и амбициях «Справедливой России» в Алтайском крае рассказал один из участников съезда, секретарь бюро совета Алтайского реготделения СР Владислав Вакаев.
- Итак, в Москве прошел партийный съезд. Какое впечатление он оставил у регионалов?
- Я должен сказать, что мероприятие прошло на крайне мажорной ноте. Ощущалось, что у Сергея Миронова есть очень серьезная уверенность в успехе. Как раз в день съезда члена «Справедливой России» Татьяну Москалькову утвердили в должности омбудсмена, и это лишний раз подтвердило, что партия входит в избирательную кампанию куда уверенней, чем в 2011 году, когда вокруг нас был негативный фон и эсеров откровенно «мочили».
- Какие факторы, помимо отсутствия «негативного фона», позволят «Справедливой России» решить поставленную Сергеем Мироновым задачу занять не ниже второго места на выборах в Госдуму? Это довольно громкое заявление...
- Как я уже сказал, сейчас со стороны федеральной власти нет прямого противодействия. В то же время партия входит в избирательную кампанию в жесткой оппозиции по отношению к правительству. По сути дела, «Справедливая Россия» - единственная оппозиционная партия, которая сегодня может претендовать на смену власти или, по крайней мере, на ее обновление, потому что мы подготовили мощные программные положения и создали очень сильную кадровую базу. Поверьте, настрой на то, что мы можем занять место не ниже второго, очень серьезен.
Все наши усилия накладываются на ситуацию системного снижения уровня жизни и разочарования людей в «партии власти». Этими двумя факторами — подъемом «Справедливой России» и спадом «Единой России» - мы и собираемся воспользоваться, чтобы, как минимум, серьезно улучшить свои позиции.
- Сильная база, мощная программа - это все довольно общие заявления, давайте поговорим о стратегии партии более предметно...
- Если говорить предметно, то партией выбрана тактика совершенно конкретных требований к правительству в рамках нашей базовой акции «Делай или уходи!». В ходе ее проведения мы увеличили число требований. Изначально их было три: отменить «поборы» на капитальный ремонт многоквартирных домов, отменить транспортный налог, а также вернуть на прежний уровень налог на имущество физлиц и земельный налог. Сейчас к этому добавлены еще два требования — кредитная амнистия и индексация пенсий для работающих пенсионеров. И, я вам скажу, это не просто абстрактные лозунги, вроде «Медведева в отставку!», как любят заявлять коммунисты, а конкретные действия. Причем, по многим позициям нам удается добиваться результата. Например, возьмем все тот же капремонт. Собранный «Справедливой Россией» миллион подписей в прошлом году помог добиться выделения льгот по капремонту для пожилых людей.
-Как долго будет идти акция «Делай или уходи!»? Можете подвести какие-то предварительные итоги?
- Акция будет идти до 10 августа. Недавно на федеральном уровне заявили о первом миллионе собранных подписей. В Алтайском крае мы собрали более 10 тысяч.
В ходе этой акции стало очевидно, что люди очень устали от разговоров, они ждут действий, и это наш второй козырь. При поддержке «Справедливой России» по всей стране открыты более 60 центров защиты прав граждан, с их помощью мы достаточно эффективно оказываем конкретную помощь людям. И это выгодно отличает партию на фоне пустых разговоров наших оппонентов. Так, например, центры уже помогли вернуть более 500 миллионов рублей переплат за ОДН. В Алтайском крае приемная депутата Госдумы Александра Терентьева за минувший год помогла вернуть жителям Барнаула более миллиона рублей переплат за ОДН по холодному водоснабжению. И таких примеров много.
- То есть «Справедливая Россия» претендует на статус «партии конкретных дел»?
- Я не люблю эту фразу, «Единая Россия», к сожалению, ее износила до дыр. Скорее, мы - «партия конкретной помощи людям».
Стратегия этой работы очень интересна. Фактически мы объединяем и учим людей. Не решаем за них проблемы, а помогаем им объединиться, даем им инструментарий, позволяющий правильно защищать свои права (в первую очередь, в сфере ЖКХ), и с этим инструментарием они идут дальше. Таким образом, мы формируем низовой уровень самоорганизации граждан, которого в России так не хватает.
Говоря образно, можно дать человеку рыбу, чтобы его накормить, а можно ему дать удочку, чтобы он накормил себя сам. То есть можно заставить управляющую компанию исправить свои ошибки, но завтра эта ситуация повторится, поэтому не лучше ли прямо сейчас создать работоспособный совет дома и объяснить его членам алгоритм действий, чтобы они выходили на принципиально иной уровень работы с УК?
- Это общая концепция партийной работы. Как она накладывается на конкретный регион, в данном случае на Алтайский край?
- В Алтайском крае ситуация для нас еще более благоприятная, поскольку наше региональное отделение считается одним из самых лучших в стране. Сергей Миронов в своем выступлении на съезде отметил семь лучших реготделений, и мы были в этом списке. Это высокая оценка нашей работы и заслуга лидера парторганизации Александра Терентьева. Должен признаться, Александр Васильевич — не типичный политик, который живет от выборов к выборам, он поставил перед собой задачу не снижать темп работы в межвыборный период. И вот уже десять лет выдерживает этот принцип.
Очевидно, что в Алтайском крае глубина проблем, характерных для России в целом, еще больше. Регион ухудшает свои позиции по многим параметрам. Фактически все проекты, за которые бралась «партия власти», оказались провалены, начиная от реформы местного самоуправления, заканчивая развитием целого ряда отраслей. Нельзя отрицать, что реальная картина и виртуальная — подаваемая в официальных СМИ - различаются все больше и больше. Возникает критическое расхождение, которое может провести к системному сбою и отторжению официальной картинки рядовыми гражданами.
- Эксперты отмечают рост уровня неудовлетворенности россиян текущим положением дел, и это неизбежно должно отразиться на результатах выборов в Госдуму. В частности, ожидается всплеск протестного голосования. Что дает «Справедливой России» основания рассчитывать на голоса этих людей в сентябре?
- Это, безусловно, протестный электорат, но нужно учитывать тот факт, что в качестве избирателей они прошли не одни выборы и уже научились различать пустопорожнюю болтовню от конкретики. Поэтому я лично считаю, что по итогам этих выборов некоторых ждет большой сюрприз. По всем замерам «Справедливая Россия» стабильно растет, сейчас у нас порядка 15 процентов и я не сомневаюсь, что мы добьемся хорошего результата.
- Вы против правительства, но за президента, однако по сути это одна управленческая команда. Налицо очевидное противоречие...
- Противоречия никакого нет, так как президент из-за сложной внешнеполитической ситуации сконцентрирован на стратегических внешних вопросах и вопросах обороны, а вопросы внутренней политики у нас, к сожалению, решает либеральная команда правительства. Первоочередная задача «Справедливой России» - сменить ее курс, поскольку эта команда живет и работает по принципу сокращения социальных расходов и ориентирования на вывоз сырья без развития внутреннего производства и потребления. Можно сказать, это наш системный конфликт с правительством. Данный курс — главная мина, заложенная под всей страной, и она может привести к взрыву.
- И каким, по мнению эсеров, должен быть новый правительственный курс?
- Правительству нужно системно решить две задачи, которые прямо связаны между собой. Следует радикально повысить доходы населения при одновременном развитии отечественного производства и сферы услуг. Надо дать деньги — людям и экономике. Что же говорит нынешнее правительство? «Не надо давать людям денег, потому что это инфляция». Мы же говорим: «Надо это сделать, но подкрепить условиями для развития экономики. И тогда люди с этими деньгами пойдут покупать наши, отечественные, товары и услуги». Тем самым мы запустим круг развития. Сейчас все происходит ровно наоборот: все сжимается. Но нам жизненно необходимо запустить обратный процесс!
- Вернемся в Алтайский край. Какие особенности избирательной кампании в регионе вы прогнозируете?
- Считаю, что в Алтайском крае мы уже наглядно продемонстрировали свои избирательные возможности. Я, конечно, имею в виду выборы в Камне-на-Оби.
Хочу заметить, что «Справедливая Россия» всегда делала ставку на сильную и интересную команду одномандатников. На уровне выборов в Алтайское Заксобрание фактически будет столкновение двух команд — «Единой России», которая традиционно собирает мощную команду серьезных, «ресурсных» людей, и команды так называемой альтернативной элиты. Мы тщательно изучили опыт 2011 года и четко понимаем, что победа куется не только и не столько по партийным спискам, но и по одномандатным округам. На прошлых выборах ЕР набрала всего 39 процентов голосов, но по итогу получила две трети в краевом парламенте. То есть сейчас «партии власти» достаточно набрать 35 процентов, «взять» все округа и они снова получат «контрольный пакет» в АКЗС. Наша задача этого не допустить! Мы обещали сюрпризы в рамках избирательной кампании, и они непременно будут!
- Какой, на ваш взгляд, будет основная повестка этих выборов в крае?
- Главной повесткой этих выборов на Алтае станет то, сможем ли мы — оппозиция - обновить региональную законодательную власть? Хотя бы частично сменить ту команду, которая уже больше 10 лет ее контролирует. Запрос на это в обществе просто колоссальный и очевидно, что только «Справедливая Россия» может его исполнить. Сейчас мы серьезно работаем над всеми списками. Не буду называть конкретных фамилий, но сегодня есть те, кто понимает, что в сложившейся системе пробиться наверх практически невозможно, и «Справедливая Россия» — это тот самый «лифт», с помощью которого можно продвинуться наверх для решения каких-то вопросов.
Мы намерены выставить на выборах яркую и молодую команду. Потребность в этом есть. Справороссы готовы дать бой, поэтому нас ждет интересная и яркая кампания.
- Знаете, ваша фраза про «лифт» несколько настораживает. Любая партия может стать лифтом не только для тех, кто хотел бы что-то сделать в интересах избирателей, но и для политических проходимцев, которые жаждут попасть во власть, чтобы решать там сугубо личные вопросы. В связи с этим собираетесь ли вы применять к потенциальным кандидатам какие-то качественные критерии, как это делает сейчас «Единая Россия»?
- Да, было время, когда мы обжигались на политических проходимцах. Этап роста, когда мы брали в партию персонажей активных, но с определенным шлейфом, уже прошел. «Справедливая Россия» очистилась и избавилась от таких «соратников». Они ушли либо в никуда, либо в другие партии. Критерии у нас, конечно же, есть. Первое — отсутствие судимости. Второе — порядочность. Мы точно не будем брать одиозных персонажей, даже если они обладают какими-то значимыми ресурсами.
- А как же каменские выборы, на которых эсеры заключили тактический союз с командой Федора Найдена, человека с весьма богатым и неоднозначным политическим прошлым...
- Во-первых, судимости у него нет — краевой суд снял с него все обвинения. Во-вторых, прежде чем с ним взаимодействовать, мы провели в Камне-на-Оби своеобразный опрос и выяснили следующее: когда-то Найден бросил вызов старым городским элитам, которые правили городом десятилетиями, это вызвало такую жесткую ответную реакцию, его так мощно начали «душить», что создали негативный шлейф, который существует до сих пор. Но этот шлейф не реальный, а скорее виртуальный, результат действия его оппонентов, прибегших к «черному» пиару.
- Ваши конкуренты тоже не сидят на месте. Например, «Единая Россия» сумела привлечь для участия в праймериз двоих ваших сторонников — депутата АКЗС Алексея Разина и депутата БГД Дмитрия Аганова. Как вы к этому относитесь?
- Никаких особенных эмоций у меня на эту тему нет. Дмитрий Аганов не политик, а, прежде всего, бизнесмен, который понял, что «Справедливая Россия» не решает вопросы его бизнеса. В его случае мы могли наблюдать типичный ход бизнесмена. Алексей Разин ничем не проявил себя в составе нашей фракции в АКЗС, так что это исключительно рабочие моменты.
Хочу добавить, что мы рассматриваем вариант выдвижения нескольких человек, которые участвовали в праймериз ЕР и глубоко разочаровались в этой процедуре. Возможно, в наших рядах будут те, кто 22 мая поймет, что их обманули. Кстати, в наших списках ожидаются и сторонники других партий, так что будет интересно!
Уверен, что мы сможем серьезно изменить политический пейзаж в Алтайском крае, потому что на это есть мощный запрос жителей региона. Мы знаем, что придем к власти. Рано или поздно это случится. Совершенно точно!
Виктория Крахмалева, специально для «ПОЛИТСИБРУ».