Основатель и собственник одной из крупнейших фармацевтических компания России Лариса Прокопьева рассказала в интервью «Коммерсанту» об итогах четвертьвекового развития «Эвалара».
Компания «Эвалар», расположенная в сибирской глубинке, за 25 лет своего существования стала одним из лидеров рынка биологически-активных добавок, осваивает рынок БАД в США и Австралии, а теперь уверенно заходит на российский рынок лекарственных средств. О том, помогает ли в бизнесе удаленность от столиц, и как «Эвалар» стал главным брендом целого региона, рассказала неизменный собственник и руководитель компании Лариса Прокопьева, входящая в ТОП-25 самых успешных российских деловых женщин (1).
— Компания «Эвалар» начала работу с нуля. Это действительно так или очередная «легенда бренда»?
— Почему же легенда? В 1991 году нас было 12 человек. Сегодня в холдинге «Эвалар» трудится более 1500 человек, в том числе на нашем производстве в Бийске - 1166 человек, больше ста человек — в аптечной сети, столько же в московском представительстве... Ну и так далее.
Мы арендовали на одном из предприятий бийской «оборонки» производственные площади, паковали брикеты лекарственных трав. Потом были лекарственные чаи в современных фильтр-пакетах, потом — таблетки и капсулы. Один из наших «долгожителей» – это «Золотое Мумие Алтайское». Раньше оно выпускалось в пакетиках или россыпью, мы же создали новую технологию по его производству в таблетках – в удобной форме, точно дозированное по 0,2 грамма. Эта промышленная технология была первой в стране, и мы получили на нее патент. Выпускаем и по сей день, между прочим.
А всего в нашем ассортименте более двухсот наименований. Есть чем гордиться! К тому же мы постоянно расширяем свой ассортиментный портфель, например, за счет спортивного питания и витаминов для детей.
Еще одна наша гордость - наличие престижнейших на мировом уровне сертификатов GMP и TGA.Это позволяет «Эвалару» поставлять свою продукцию в 25 стран мира, в том числе в Австралию и США. В планах — выход на рынки Ближнего Востока
— Одно из направлений развития компании – собственная аптечная сеть. Зачем «Эвалару» заходить и на этот рынок, весьма развитый и противоречивый?
— А мы уже зашли, и будем укреплять свои позиции. Логика простая: сократить расстояние между производителем и покупателем. Это вполне укладывается в общий вектор развития компании. К тому же, не буду скрывать, на сетевом аптечном рынке имеют место тенденции к монополизации, которые не самым благоприятным образом сказываются на производителе. В частности, есть сложность с представленностью в аптеке всего нашего ассортимента. Значит - приходится действовать самим. Сегодня у нас 29 собственных аптек, кроме того, почти 100 аптек под маркой «Эвалар» в 26 регионах России открыты по франшизе и их число будет увеличиваться. Доля наших продаж в таких аптеках - от 10 до 20% .
Последние два года мы также активно начали продвижение в продуктовые сети - это новый канал продаж для нашей компании. Компания уже представлена в сетях «Ашан», «Гиперглобус», «Азбука вкуса» и «Магнит».
— Действительно ли основу ваших препаратов составляет алтайское сырье? Или, как говорят некоторые, китайские концентраты?
— Везти травы из-за рубежа – это нецелесообразно, невыгодно и просто дорого. Поэтому если что-то мы и закупаем за рубежом – это экстракты. Экстракты тех растений, которые не произрастают на Алтае.
Выращиваем в первую очередь – это самые редкие растения – те, которых нет в большом количестве в природе. Например, лапчатку белую, которая считается одной из самых лучших трав для щитовидной железы (из нее мы делаем крем и капсулы «Эндокринол»). Растение настолько редкое, что пришлось везти рассаду из Европы. Мало где берутся ее культивировать – слишком сложно.
А все, что целесообразно вырастить на Алтае, мы выращиваем сами. Это около 30 наименований. Вот, например, артишок. Раньше считалось, что артишок на Алтае расти не может. Но в этом году мы попробовали, все сложилось удачно, и мы получили несколько тонн экстракта из листьев артишока, по качеству не уступающего французскому.
— Действительно ли алтайские травы обладают более выраженным эффектом, чем травы из других регионов?
— Алтай обладает несомненной уникальностью: здесь огромное разнообразие трав, свои эндемики. Количество солнечных дней у нас такое же, как в Сочи, при этом зимне-летний разброс температур здесь составляет 90 - 95ºС. Такой уникальный климат заставляет растения накапливать рекордное количество биологически активных веществ.
Большое значение имеет время сбора и переработки растений. На плантациях «Эвалара» (их общая площадь – тысяча гектаров!) это отлажено и поставлено на поток. Выращенные растения мы собираем «на пике» их биологической активности – именно в тот момент, когда накопленная ими сила максимальна. Кстати, на собственных полях «Эвалара» любые химические удобрения запрещены
— Долгое время «Эвалар» ассоциировался исключительно с БАДами. В последнее время компания заявляет о расширении выпуска лекарственных средств. Это новый этап развития?
— Что касается БАДов, мы уже много лет остаемся лидером рынка. За 9 месяцев 2016 года нам удалось увеличить свою долю в этом секторе практически до 18% (2), и это на фоне стагнации рынка в целом и негативных трендов потребительского поведения, связанных с падением доходов. И терять свои позиции «Эвалар» не намерен.
К выпуску лекарственных средств мы шли много лет. Судите сами: нашей лицензии на производство лекарств более двух десятилетий. Кстати, в 2016 году мы ее обновили в соответствии со всеми новыми требованиями.
Сейчас доля лекарств составляет около 11% от нашего общего оборота. Этот объем будет постоянно увеличиваться, поскольку с регистрации будут выходить все новые и новые препараты. Да, увеличение ассортимента лекарственных средств – это одно из основных направлений развития нашей компании, но стремились мы к этому всегда.
Особые надежды я возлагаю на открытие в будущем году нового производства. Мы строим большой завод уже несколько лет, сейчас строительство в стадии завершения.
— Каковы основные параметры нового производства?
— Начнем с того, что сейчас у нас огромная нехватка площадей. Люди вынуждены работать в три смены. Новое производство — это 300 новых рабочих мест. Это возможность сосредоточить выпуск новых лекарственных средств на отдельных площадках. Назову проектную мощность: 6 миллиардов таблеток и капсул в год.
— Как вы относитесь к идее импортозамещения в фармацевтической отрасли?
— Считаю, без импортозамещения стране не обойтись. Тут дело даже не в экономике. Сегодня зависимость от импортных лекарств и составляющих очень велика. Если на Западе решат «перекрыть кислород» и запретят фармацевтические поставки в Россию, то для миллионов больных это решение станет роковым. Тут, действительно, вопрос жизни и смерти! Я не хочу сейчас обсуждать степень вероятности такого шага, но, согласитесь, она существует.
— Но может ли отечественная промышленность что-то противпоставить продукции крупнейших западных фармконцернов? Возможности, согласитесь, несопоставимые.
— Хочу заметить, что по ряду позиций отечественные препараты стопроцентно могут заменить западные. Пример из нашей практики: лекарственное средство «Гинкоум» в аптеках стоит в два раза дешевле, чем французский «Танакан», и продается его уже сейчас в несколько раз больше (3). Растет спрос на наш назальный спрей «Аквамастер. Всего мы выпускаем семь аналогов западных препаратов. В том числе «Сеннаплант», попавший — первым из нашей продукции — в список жизненно важных лекарственных средств. Мы взяли на себя весь технологический цикл, начиная от производства фармсубстанции.
В ближайшее время мы планируем выпустить еще три интересные импортозамещающие новинки: Орвис Флю (аналог Фервекса), препарат для женщин в период климакса Ци-Клим Аланин, а также сироп от кашля Бронхоплант – аналог немецкого растительного лекарственного сиропа от кашля.
Я назвала вам только лекарственные средства, а есть еще БАДы, точные аналоги импортных препаратов, а также схожего состава, подходящие для замены и значительно дешевле аналогов.
Так что программа импортозамещения, считаю, вполне перспективна. Важно строго соблюдать технологии и держать приемлемые цены.
— Не мешает ли развитию предприятия то, что «Эвалар» находится в глубокой российской провинции, небольшом алтайском городе Бийске. До Москвы от него — несколько тысяч километров...
— Я бы сказала, нам это только помогает. Судите сами: в Бийске предприятие основано, здесь оно выросло до сегодняшних размеров. Есть люди, которые работают на «Эваларе» не один десяток лет, я их знаю, они знают меня... Мы, если хотите, ощущаем себя большой семьей. Это прекрасно. Сами понимаете, я могла бы жить в любой точке мира. Но я живу в Бийске, и мне здесь нравится. Мы активно принимаем участие во многих городских мероприятиях, многие из них спонсируем. Участвуем в «Демидовском фонде», поддерживаем Бийский лицей — одну из лучших средних школ России. У нас хорошо поставлена социальная защита работников.
Бийск к тому же город совсем не маленький, более 200 тысяч человек. Здесь работали и работают оборонные предприятия, много ученых-«оборонщиков». Город, между прочим, самый большой наукоград страны. Сегодня «Эвлар», может быть, самое высокотехнологичное производство на Алтае. Совсем рядом, в предгорьях Алтая, расположены наши плантации лекарственных трав. Сочетание современных технологий и даров уникальной алтайской природы — это не рекламный лозунг, это реальность «Эвалара».
В Москве у нас большое представительство. Логистика налажена отлично, что при сегодняшних технологиях сделать совсем нетрудно.
По уровню собственного инвестирования в основной капитал «Эвалар» в Алтайском крае на лидирующих позициях. Так же, как и по уровню налоговых отчислений в краевой бюджет. Мы строим новое производство, запуск которого, думаю, станет очень значимым событием для всей экономики региона. Инвестиции – собственные средства предприятия, более 5,0 миллиардов рублей. В любом случае, у нас большие планы, уходить из края мы не собираемся.
— Каково это — быть одним из главных брендов целого региона?
— Вы знаете, я считаю, что «Эвалар» сделал очень многое для развития бренда территории. О том, что мы — с Алтая, известно всей стране. Об этом узнают сначала благодаря нашей активной рекламной политике — а потом благодаря тому, что своей продукцией мы не обманываем людей, не роняем имя Алтая. Ровно наоборот!
«Эвалар» - это Алтай!» - такая связка существует в сознании сотен тысяч людей. Я считаю это одним из важных итогов наше четвертьвековой работы.
Фармацевтическая компания «Эвалар», расположенная в г.Бийске Алтйаского края работает с 1991 года. Сегодня в компании трудятся более 1500 работников. «Эвалар» является четвертым по величине отечественным фармпроизводством. Ассортимент продукции превышает 200 наименований. Компания является обладателем сертификатов GMP и TGA, что позволяет поставлять продукцию в 25 стран мира, в том числе в Австралию и США. В 2016 году компания получила профессиональную фармацевтическую премию «Платиновая унция» «За достижения в области разработки и продвижения лекарственных препаратов растительного происхождения». Компания «Эвалар» впервые в России реализовала на практике мировой опыт создания производства полного цикла в рамках одного предприятия: от выращивания лекарственных трав и их переработки в экстракты до упаковки готовой продукции. В 2017 году будет запущено новое производство, которое обеспечит выпуск 6 миллиардов таблеток и капсул в год.
(1) Топ-25 самых успешных женщин России 2015 года по данным рейтинга, составленного Институтом политики и бизнеса.
(2) По данным ЗАО «Группа ДСМ».
(3) Объемы продаж в упаковках за 2013, 2014, 2015 и 1-е полугодие 2016 г, по данным ЗАО «Группа ДСМ».