Жители Солонешенского района с сомнением относились к затее похода журналистов на водопады Шинок, но безумство храбрых, шаманские заклинания и настоящие мужчины заставили умолкнуть скептиков
5 июля в Солонешенском районе прошел хороший дождь. Да и 6-го то и дело накрапывало. Небо угрожающе хмурилось. А мы, команда журналистов под предводительством отважного Олега Акимова и прекрасной Станиславы Ваулиной из компании "Курорт Белокуриха" собрались к каскаду водопадов Шинок. Те, кто там не был, плескались энтузиазмом, кто был – скептицизмом. Мы и примерно не представляли, во что "вляпаемся".
Шаманские "пляски" для идиотов
В то утро директор базы, где мы остановились, корректно пытался дать понять, что из новичков только идиоты ходят в такую непредсказуемую и мокрую погоду на Шинок, во всяком случае на третий, самый далекий водопад.
Станислава, которая еще не ходила туда ни разу, со свойственным ей изяществом нашла способ положить конец попыткам усомниться в наших способностях и боевом духе – взяла "шаманский маракас", исполнила магические движения, чем, во-первых, заставила замолчать сомневающихся, а во-вторых, наколдовала отсутствие дождя. Это стало первым шагом к нашему успеху.
В тот день была богатая рабочая программа, и к водопадам мы выдвинулись только около часа дня. На старте нас дожидался брутальный ГАЗ 66 – опытный "вояка", с цепями на передних колесах, с крытым кузовом, деревянными лавкам вдоль бортов. Загрузили сухпаек, себя – и вперед.
Сперва – 12 км до начала тропы. Мы ехали их час – под такими наклонами вниз и вверх, что скатывались по лавкам друг к другу то в одну, то в другую сторону, подлетали, периодически заваливались вбок над обрывом под натужный рев мотора, "вывозившего" нас с мокрых камней, из ям грунтовой дороги глубиной с полколеса.
Видео Ильи Кочеткова
"Вон видишь борозды на деревяшке, за которую держишься? Это тоже девушка ехала, тоже так держалась, оставила следы", – совершенно безмятежный Александр Дунец, глава фонда "Денисова пещера" и доктор географических наук, уже ходивший на Шинок, поддерживал нас, как мог, заставляя хохотать, а не бояться.
Он же травил байки, как одни туристы по этой дороге однажды проехали на Toyota Camry, а у других отказали тормоза и их спас местный житель "без тормозов".
24 переправы – миссия выполнима
Доехали. У кого были с собой резиновые сапоги – переобулись. У кого хватило мозгов надеть высокие носки, заправил в них штаны. У меня не хватило, но я запихала джинсы и в короткие. Екатерина Карзова из "Алтапресса", которая отправилась в эту командировку вообще из другой, куда более официальной поездки, в шелковой блузе, брючках и трогательном желтом дождевике, переобулась в кроссовки, которые специально для нее привезла Станислава.
Обрызгали себя с ног до головы репеллентом (клещей никто не отменял) – и пошли.
Описывать красоту природы так, чтобы передать все ее волшебство, – дохлый номер. Даже пробовать не буду. Но наслаждаться божественными видами прямо во время ходьбы было почти невозможно без риска споткнуться о корень, завалиться в папоротник, шваркнуться о камень или потерять тропинку в зарослях. Хочешь полюбоваться – встань и посмотри. Но не забывай, что сзади тоже идут люди и тебя – не обойти.
Еще перед поездкой нас предупреждали: берите или резиновые сапоги/высокие ботинки, или сменную обувь, придется переходить вброд речку. Никто не сказал, что ее нужно будет перейти в одну сторону 12 раз и столько же – в обратную. В нашей компании варианты обуви были на любой вкус: кто в сапогах, кто в ботинках, кто в кроссовках.
По возвращении готова сказать, что самый оптимальный вариант был у Александра Дунца – легкие кроссовки с хорошей подошвой и максимально "дырчатым" верхом, через который вода спокойно заливается и выливается, а не хлюпает внутри. Опытный человек, что тут скажешь. Вода, кстати, не ледяная, пока идешь, совсем не холодно.
Но за 24 переправы я умудрилась основательно наступить в воду лишь четыре раза! О, мужчины, мои герои этого похода! Они настоящие и, слава богу, еще не перевелись. Меня переносили на руках, переводили по камням в реке (и даже специально их двигали для этого), переводили за руку по упавшим деревьям, по ходу дела научив меня, бестолковую, как правильно держаться за руки.
Мы шли после дождя, ноги ехали, скользили по камням и корягам, но всегда был кто-то рядом, готовый протянуть руку и подстраховать.
Вата в коленях и трусливые мысли
До первого водопада мы бодро дошли за час. Нам сказали, это хороший темп. До второго – рукой подать. Умопомрачительно красивый. Села у его подножия, закрыла глаза. Потоки воздуха – о лицо, гул низвергающейся воды, мелкая водяная пыль. Легкость и счастье. Вспомнила, что водопад называется Йог.
А дальше я вспомнила слова водителя, который хитро так говорил: "Ну вы там, это, посмотрите, может, не пойдете на третий?". Момент жесткого внутреннего преодоления. От второго до третьего водопада – чуть меньше километра. Но начинается отрезок с крутого подъема под 45-60 градусов.
Мокрый глиняный склон, из опор – сучки, стволы деревьев, корни. Подниматься местами – только на всех четырех. На трех участках – веревки, за которые можно держаться. Ноги скользят, земля осыпается. Роста не хватает, чтобы дотянуться до очередной опоры – чувствую себя Эластикой из "Суперсемейки". Вниз – лучше не смотреть. Сердце отбивает ритм непосредственно в висках. Экстрим для дилетантов вроде меня. А если еще боишься высоты!
Видео Ильи Кочеткова
Был момент, когда в коленках появилась вата, а в голове – трусливая мыслишка остановиться. Меня спасли самолюбие ("Я – и не дойду?! Да щас!") и мой коллега Илья Кочетков, который на этом участке пути оказался рядом. Опытный путешественник, уже ходивший на Шинок (хоть и зимой), он был уверен и спокоен, как удав. Для первопроходцев вроде меня – просто клад.
После подъема шел примерно такой же спуск. Корни-ступени, перебежки от березы до сосны, тут – рукой, там – ногой, здесь – за воздух зубами, бочком-бочком. Ай да я. Илья вставал у дерева и говорил: спускайся спокойно, если покатишься – поймаю. Рассказал: зимой скатился тут на пятой точке прямиком в реку.
Потом были участки, когда слева – валун, поросший мхом, справа – метра два мини-обрыва в реку, мелкую, но горную, с острыми заточками камней и нагромождениями валунов, а перед тобой – "тропа" в виде пары-тройки покатых, мокрых камней шириной примерно со стопу. Дайте точку опоры!
Минута тщеславия
Еще час – и мы у точки, куда, собственно, и стремились – третий водопад, самый высокий в Сибирском федеральном округе. Махина! На то и Жираф.
Пошел дождь. Акимов, который возникал на тропе всегда внезапно – бодрый, улыбчивый, в сапогах, защитном костюме, с двумя палками – напоминал местного лесного духа. У водопада с ловкостью фокусника достал из рюкзака термос с чаем. Организатор же!
И вот стою я, гордая собой, наслаждаясь собственной храбростью и выносливостью, с диким выбросом адреналина, испытывая смесь азарта, блаженства и любви ко всему миру. Практически небожитель. И тут внизу, несколькими метрами ниже вижу оператора "Вести Алтай" Алексея Леоненко. Потеряла дар речи. Переспросила на всякий случай у Станиславы: "Это же Лёша?".
Алексей пошел на тропу с профессиональной камерой в кофре и штативом. Это около 15 кг. Здоровый такой арбуз по массе. Но только это совсем не арбуз, а дорогая техника. Тяжелая! И вообще, всем известно, что оператор сам разобьется, а камеру сохранит. Я дрожала, пыхтела, преодолевала всё с легким рюкзачком – мнила себя героем. А тут кофр с камерой!
Илья, сам телевизионщик в недавнем прошлом, говорил мне, что технически пройти можно и с камерой. Я не верила! То есть понимала, что снимают и в куда более экстремальных условиях: война, землетрясения, стихии и прочее. Но тут абсолютно "гражданская" ситуация. Однако вот он, стоит улыбчивый Алексей и что-то снимает. Только штатив ему помогали нести, и на втором водопаде он оставил его коллеге.
"Лишний километр"
Обратно идти было почему-то проще. Я боялась, что на том экстремальном подъеме спускаться будет еще сложнее и морально готовилась. Но нет, видимо, лимит страха вышел по дороге туда, на обратно оставив лишь легкие выбросы адреналина.
Увидели Александра Николаевича Дунца, который заметно нас обогнал, – с огромным булыжником в руках. Но камень оказался не простой, а "золотой" – весь испещренный следами ракушек, помнивший времена, когда на месте Алтая плескалось море. (Позже я часть этого булыжника легким движением руки смахнула со стола беседки, и он приземлился аккурат у кончика сапога Акимова. Вот когда я буквально поняла смысл фразы "сердце ушло в пятки").
Дорогу я заканчивала как раз с Олегом Сергеевичем. Когда уже прошли бОльшую часть обратного пути, он сказал: "Вообще-то, судя по данным, мы уже должны были вернуться". Он замерял путь туда и обратно, но что-то в технике пошло не так, и мы, судя по ней, прошли обратно "лишний" километр. Было бы забавно заблудиться на единственной тропе под вечер. Но нет – вот они вожделенные беседки и смиренно ожидающий наш ГАЗ 66.
Я победно вскинула руки вверх. "Вот, по-моему, идет совершенно счастливый человек", – сказал кто-то из беседки (не помню, кто – находилась в состоянии легкой ошалелости).
И да, вот где мне пригодились сменные кроссовки, которые я дисциплинированно с собой взяла и тащила всю дорогу! Сразу переобуться в конце тропы в сухое было счастьем и страховкой от простуды. Кто забыл сменку, быстро это осознали.
Обещала не орать
На обратной дороге напросилась в кабину грузовика, было интересно посмотреть "в лицо" дороге. Водитель предупредил: будет страшнее, чем в кузове. Пообещала сильно не орать. Но нет, наоборот, было даже спокойнее, хотя пару раз и пискнула на особо крутых виражах.
Водитель, который возит на Шинок туристов еще с 1990-х, рассказал, что вообще-то "повезло с погодой" и "это ж разве плохая дорога". Плохая – это когда он высаживает людей, проезжает особенно опасное место один и потом обратно всех загружает. Потому что он человек ответственный: машину "поведет" – а внутри люди, рисковать нельзя.
Да и туристы разные встречаются. Кто-то берет маленьких детей, кто-то – ящик пива. Тут приходится и за себя, и за них думать.
Наш эпический поход занял часов семь. Грязные, мокрые, уставшие, но невероятно довольные мы вернулись на базу. Там лежал волшебный "шаманский маракас", который точно сработал, потому что дождя почти не было. Это было в тот день, когда Барнаул почти смыло. Духи были с нами.
Несколько советов тем, кто решит покорить Шинок
- Одевайтесь легко, но многослойно, исходя из погоды, с учетом высокой физической нагрузки. Людям с чувствительно кожей можно надеть что-то с длинным рукавом – местами ветки хлещут по рукам, может появиться раздражение. Одежда должна быть удобной и тянущейся (лучше трикотаж), свобода в движениях нужна максимальная.
- Обувь – или резиновые сапоги, или кроссовки – удобные, проверенные. Кроссы промокнут, это нужно понимать. Лучше выбрать вариант с максимально устойчивой подошвой. Если готовы промокнуть – обязательно взять сменную сухую обувь и носки.
- Кстати о носках. Они обязательно должны быть высокие! Во-первых, в сапогах или ботинках не сотрете в кровь ноги. Во-вторых, в них нужно заправить штаны, чтобы обезопасить от попадания клещей.
- Возьмите репеллент. Мы обрызгивали себя несколько раз. Регулярно осматривались. В итоге на всех собрали не больше пяти клещей, которых тут же сняли с одежды.
- Если пасмурно, можно взять дождевик.
- Подумайте о глубоком или плотном кармане в одежде или рюкзаке, в который можно положить телефон, который здесь работает только как камера или шагомер. Снимать здесь хочется почти всё, когда для этого есть возможность.
- Помните, что мобильной связи тут нет никакой.
- Возможно появление синяков и ссадин, промыть ранки можно в чистой воде реки, а вот пластырь на всякий случай не помешает.
- Можно взять небольшую бутылку воды, хотя местные утверждают, что воду у третьего водопада можно пить смело.
- Запланируйте на путешествие на каскад водопадов Шинок целый день. Хорошее настроение и азарт приветствуются.