Одна из малоизученных и древних пещер Республики Алтай оказалась полна бесценных археологических находок. Некоторые из них уже пострадали от антропогенного воздействия
Спелеологи Алтайского края и Республики Алтай побывали в одной из пещер Чемальского района. Их целью было изучить странное углубление в скале в виде отпечатка медвежьей лапы. Но, как это часто бывает, научный интерес и простое любопытство завели исследователей несколько дальше. В итоге пещера подарила им еще одно удивительное открытие. Какое именно – рассказал журналист и краевед Илья Кочетков. Подробности читайте в его репортаже на страницах нашего издания.
Дикий уголок в шаге от людей
Мы в Чемальском районе. Вокруг – завораживающие красоты Горного и вездесущие турбазы. Место довольно известное, но еще не заезжено туристами. Валерий Иванченко, барнаульский спелеолог, которому и принадлежит идея организовать экспедицию, попросил не называть точное место нахождения объекта.
"К массовым визитам пещера пока точно не готова", – отмечает он.
Так что точки на карте не будет. Скажем лишь, что она скрывается в среднем течении Катуни. Куда мы и прибыли с нашей скромной исследовательской экспедицией месяц назад – ранним сентябрьским утром.
Солнце выглядывает из-за гор, под ногами – жухлая трава с каплями растаявшей измороси. Мы идем вверх по склону, вдоль полноводного ручья. Впереди – темнеющее ущелье с остатками утреннего тумана. Позади – долина Катуни и турбазы. Домики и беседки облепили каждый метр правого берега большой реки и даже взгромоздились на отвесные скалы.
Зато левый берег, где мы находимся, почти безлюдный. Сюда доходят лишь особо рьяные любители пешего и конного туризма: далеко не все отдыхающие готовы на многочасовые прогулки по пересеченной местности. Во многом благодаря этому цель нашего путешествия, одна из местных пещер, долгие годы оставалась неизвестной и до сих пор мало изучена.
"Сведения об этой необычной пещере появились недавно, – говорит Валерий Иванченко. – Про нее рассказал автор блога "Нескучная зима на Алтае", энтузиаст из Аската Владимир Хорошавин. На одной из стен полости Владимир обнаружил нечто, напоминающее отпечаток медвежьей лапы. Понятно, что никакой зверь на твердой породе не мог оставить такой след. Что это? Игра природы? Дело человеческих рук? По снимкам и рассказам судить сложно. Всегда лучше посмотреть собственными глазами и сделать выводы".
За науку в нашей компании исследователей отвечает Вадим Бородаев, историк, краевед с колоссальным опытом поиска и изучения древних артефактов. И вот что он рассказал про уникальную во многом пещеру, куда нас привел далеко не праздный интерес:
"Пещеры, эти естественные укрытия, всегда привлекали древних людей. А значит, они могут хранить следы их деятельности: каменные орудия, обломки посуды и многое другое. Любое сделанное таким образом открытие может иметь огромное значение для науки".
Кто наложил лапу на пещеру
Вход в пещеру появляется неожиданно – несмотря на то, что осенний лес почти прозрачен. Несколько шагов по едва заметной тропе, и перед путником открывается вход в овальный тоннель. Его изящные своды навевают мысли о декорациях к фантастическим голливудским фильмам наподобие "Чужого". Или о сказках про драконов, что забрались внутрь горы, окаменели и оставили на скалах причудливые ребристые отпечатки. Главный ход ведет в извилистый грот, освещенный солнцем сквозь боковые дыры.
"Пещера представляет собой разрушенную систему древних подземных ходов", – поясняет Олег Добров – легендарная фигура в мире исследователей пещер. Он посвятил изучению подземного мира десятки лет, пройдя и описав множество пещер бывшего Советского Союза.
По словам эксперта, в древности (возможно, миллионы лет назад) вода проложила в известняковой толще целую сеть тоннелей. Однако набирающая силу Катунь тысячелетиями "отрезала" пласт за пластом край горы, пока не добралась до подземного "города". Вот так он и увидел свет.
Внутри словно моросит дождь. Вода просачивается по микротрещинам сквозь толщу породы, продолжая формировать облик пещеры. Потолок покрыт белыми кальцитовыми натеками: где-то они нарастают каменной бахромой, где-то расползаются белесыми пятнами. Стены покрыты продолговатыми "вмятинами" – считается, что их оставляют падающие в одно и то же место капли. В одном из ответвлений центрального тоннеля подобные следы образуют тот самый пятипалый отпечаток – размером с лапу взрослого медведя. Впрочем, участники экспедиции сразу замечают: в отличие от конечности животного, крайний палец отстоит слишком далеко, скорее намекая на человеческую ладонь.
"Мне кажется, это игра природы", – качает головой Вадим Бородаев. – "Да, интересная, но… игра.
Я предлагаю свой, "промежуточный" вариант:
"Возможно, изначально следы оставили падающие капли. Но однажды – вероятно, в глубокой древности – кто-то увидел в рисунке на стене сходство с медвежьей лапой. Возможно, тогда в этих местах бытовал культ пещерного медведя, ему, как самому сильному хищнику того времени, поклонялись. Игру воды, света и тени могли "доработать", отполировав вручную. Так и вижу: древний охотник прикладывает ладонь к священному барельефу, набираясь силы и удачи".
Валерий Иванченко не торопится делать выводы и давать волю фантазии.
"Само это образование, лапа, явно древнее, – говорит он. – Потому что покрыта сверху натечной коркой. Не слишком, правда, толстой и древней, но столетия нужны, чтобы она образовалась. Чтобы сделать дальнейшие выводы, нужно ее изучать, в том числе с помощью макросъемки".
Вестник научного открытия
Когда казалось, что все задачи решены, наша группа сделала еще одно неожиданное открытие. Разглядывая стены, мы замечаем странные красные пятна. На первый взгляд, бесформенные – будто кто-то оставлял красной краской грубый рисунок, после чего рисовал сверху еще один, и так снова и снова. Вадим Бородаев предлагает осмотреть соседние своды – вдруг там найдутся более четкие изображения? Не проходит и минуты, как пещеру оглашают возгласы:
"Смотрите: это что – всадник?.."
Действительно, на плоскости под каменным сводом виднеется уже не бесформенное пятно, а явно осмысленное изображение, хотя довольно грубо выполненное. В нем угадывается фигура человека, сидящего на животном.
"Обилие минерального красителя развеяло все сомнения: здесь приложил руку человек. Но эти изображения могут быть выполнены как охрой в древности, так и современным суриком, – говорит Вадим Бородаев. – Их еще предстоит изучить. Тогда же мы сможем более точно сказать, что здесь нарисовано: возможно, проступят новые детали. И конечно, мы сможем точнее определить их возраст: если наши предположения подтвердятся, им могут быть тысячи лет".
По словам Бородаева, наскальная живопись, выполненная охрой, – редчайшее явление как в Республике Алтай, так и в Алтайском крае. Особенно в пещерах — в отличие от "медвежьей лапы" и петроглифов, подобные рисунки легко исчезают, покрываясь известковыми натеками или смываясь дождевой водой. И каждая такая находка – на вес золота и обязательно должна быть изучена.
В планах исследователей – новая экспедиция. Цель – более тщательно изучить таинственную "медвежью лапу" и наскальную живопись. Все понимаем: откладывать нельзя – в ближайшие годы красочные артефакты могут исчезнуть. Несмотря на то что пещера не из самых посещаемых туристами, ее стены неумолимо покрываются современным "творчеством", причем свежие надписи и царапины появляются прямо поверх красочных изображений. А потому изучить ее нужно как можно скорее. Если подтвердится древнее происхождение артефактов, они могут дать бесценную информацию о людях, населявших Алтай тысячи лет назад.
Илья Кочетков