Полный назад. Почему общественный транспорт в Горно-Алтайске переживает кризис

Общество, 7:02, 27.01.2025

В столице Республики Алтай всего один вид общественного транспорта, не считая такси, – это автобусы. И проблема с ними в Горно-Алтайске уже давно стала комплексной

Долгое время горно-алтайцам можно было завидовать: автобусы – и низкопольные большие, и маленькие "пазики" – ходили строго по минутам. Желтые таблички с расписанием висели на каждой остановке, и даже без отслеживания на онлайн-картах (о которых тогда в этих краях не слышали) им можно было верить.

В социальных сетях работники транспортной сферы рассказывали, что ситуация стала осложняться с приходом в нашу жизнь ковида.

Водители пересели на грузовики, потому что их наказывали штрафами. Лето, жара, двигатель рядом – и носи маску. В следующем году из-за нестабильной обстановки в экономике расходы перевалили доходную часть. Союз автопредпринимателей даже искал шоферов с условием бесплатного переобучения.

Мэрия Горно-Алтайска выделит 2 млн на подмогу заглохшим автобусным маршрутам

Ранее глава региона Андрей Турчак акцентировал внимание на проблеме с пассажироперевозками в республиканской столице и Майминском районе

Но что-то в тот момент особо желающих не наблюдалось, а тут и шишка пошла, родимая. Алтай всячески дает людям заработать. Ну и все понятно: нет зарплаты – нет водителя. Нет водителя – нет автобуса.

Оставляют желать лучшего и условия труда. Ни для кого в Горно-Алтайске и Майме не секрет, что водители и кондукторы вынуждены справлять нужду где придется, поскольку почти нигде на конечных остановках нет туалетов, а то, что есть, выглядит стыдно.

Кроме того, ни о какой доставке до работы и обратно речи вообще не идет, каждый водитель и кондуктор решает эту проблему самостоятельно, чаще всего с помощью такси, которое в Горном Алтае дешевым не назовешь. А если прибавить к этому невысокие зарплаты и тот факт, что автобусы с десяток лет назад почти принудительно заставили перейти на метан, а газовая АЗС в районе города и Маймы была всего одна и простаивать на ней после смены приходилось по несколько часов, становится понятно, почему вакансии водителей и кондукторов не теряют актуальности.

Ситуация с городским транспортом продолжала ухудшаться, и вскоре местные соцсети были переполнены возмущениями о том, что автобусы или не приходят вовремя, или не появляются на маршруте вообще, и людям иногда даже приходилось идти до дома пешком или вызывать такси, что в одном случае неудобно, а в другом – накладно.

Общественный транспорт. Горно-Алтайск
Общественный транспорт. Горно-Алтайск
Фото: Андрей Сороко/"Толк"

Стали звучать призывы восстановить муниципальное предприятие, имеется в виду еще советский образец организации перевозок под эгидой государства. Кроме того, то и дело поднимался вопрос о повышении тарифа на проезд.

Горно-Алтайск ждет двухэтапное подорожание проезда: зачем это нужно

Жители Горно-Алтайска и пригородных сел обсуждают грядущее повышение тарифов на пассажирские перевозки. За короткое время ценники поднимут дважды – в ноябре и в начале января

Но, например, в 2022 году такая попытка потерпела крах – тогдашний глава Республики Алтай Олег Хорохордин отменил решение регионального комитета по тарифам о повышении на 15% стоимости пассажирских перевозок в Горно-Алтайске и Майминском районе, сочтя такой резкий скачок преждевременным.

Он отметил, что если необходимость в увеличении тарифа действительно есть, то она должна быть обоснована соответствующими расчетами и документами. В итоге тогда повышения не случилось.

В 2024 году к вопросу повышения стоимости проезда вернулись. Было объявлено, что в Горно-Алтайске тариф увеличится с 4 ноября 2024 года – по городу он стал стоить 27 рублей, по пригороду — 30 рублей, а с 1 января 2025 года проезд подорожал еще на два рубля.

В этом контексте профильный зампредседателя республиканского правительства Антон Черников указывал: "Мы будем требовательны к перевозчикам, к исполнению их обязанностей. Все автобусные маршруты, кроме отмененных документально, обязаны быть на линии".

Общественный транспорт. Горно-Алтайск
Общественный транспорт. Горно-Алтайск
Фото: Андрей Сороко/"Толк"

При этом глава региона Андрей Турчак неоднократно отмечал, что он в вопросе организации пассажирских перевозок склоняется к варианту с созданием государственного предприятия, что позволит в числе прочего обновить парк техники и предложить водителям более качественные условия труда.

Андрей Турчак рассказал о будущем общественного транспорта в республике

Актуальные маршруты уже прошли аудит, и в ближайшее время власти региона будут выбирать стратегию дальнейшего функционирования транспортной отрасли

И вот два этапа повышения цены за проезд позади. Что изменилось? Мы задали этот вопрос человеку, знающему проблему изнутри, — водителю, который пожелал остаться анонимным.

"Могу сказать, что повышение цен хоть и с опозданием, но дало и дает возможность последним водителям не разбежаться и немного помогает хозяевам оставаться на плаву. Это нужно было еще год назад сделать! 30 рублей – это не деньги сегодня. После поднятия стоимости проезда добросовестные ипэшники подняли немного зарплату водителям и кондукторам, чтобы оставшиеся не разбежались. При этом заправить автобус стоит 2-3 тысячи рублей, зарплата водителя за две смены – около 5-6 тысяч, плюс кондуктору около 2,5 тысячи за день. Итого только за две смены почти 10 тысяч на расходы! Их еще заработать нужно, да и в плюс желательно выйти. Таким образом, зарплата в 60-70 тысяч – это, во-первых, не много, а во-вторых, нужно учитывать, что это сумма за две смены в день. То есть так вообще-то нельзя, и в день водитель должен отработать смену или до обеда, или после обеда, но, конечно, все хотят заработать, вот и выдерживают дичайшие нагрузки без возможности нормально перекусить и сходить в уборную", – отмечает собеседник.

Он также указывает и на то, что у водителей автобусов по объективным причинам страдает здоровье – как от огромной постоянной концентрации внимания на дороге и ответственности за пассажиров, так и от многочасовой сидячей работы.

"Насчет муниципального предприятия – если это будет официально и крепко, то я за! Это ведь и рембаза, и зарплата, и стаж, и обновление парка! Одни плюсы, я считаю. Но при этом уверен, что это так и останется мечтой, очевидно, власти выгоднее, чтобы работали частники", – полагает собеседник.

Общественный транспорт. Горно-Алтайск
Общественный транспорт. Горно-Алтайск
Фото: Андрей Сороко/"Толк"

Ответ на вопрос "Что делать?" водитель дает такой – необходимо собирать перевозчиков, выслушать их предложения, не отмахиваясь, а действительно стремясь помочь.

В Горно-Алтайске активисты подняли вопрос о проблемных автобусах

На сегодняшний день работу перевозчиков жители республики оценивают как неудовлетворительную. Результаты мониторинга депутаты направят в правительство региона

А вот тут надо напомнить, что осенью 2024 года депутаты Госсобрания Республики Алтай провели мониторинг работы общественного транспорта и результаты направили в региональное правительство.

"Система пассажирских перевозок далека от совершенства. Люди жалуются на нехватку автобусов, несоблюдение графиков их движения, а порой и вовсе на их отсутствие на том или ином маршруте, а также на не всегда хорошее состояние транспорта", – констатировал вице-спикер Госсобрания Республики Алтай Герман Чепкин. Также он акцентировал внимание на нехватке водителей.

Руководитель городского Союза индивидуальных автопредпринимателей Наталья Осинцева еще тогда, перед повышением стоимости проезда, корнем проблемы называла низкие тарифы.

Ну вот, их подняли. Но явных перемен в работе пассажироперевозчиков не случилось. А поэтому вопрос перспектив развития транспортной отрасли в регионе остается по-прежнему открытым.

Инна Жулаева специально для "Толка"

В Горно-Алтайске поломка на заправке привела к серьезным проблемам с автобусами

Поломка оборудования на автозаправке привела к тому, что в городе возникли серьезные проблемы с общественным транспортом. Сейчас некоторые автобусы переводят на другой вид топлива

Лента новостей