Назначение и выдвижение Андрея Турчака встряхнули региональный политический ландшафт, сделав одну кампанию предопределенной, а другую, напротив, потенциально непредсказуемой
Врио губернатора Республики Алтай Андрей Турчак 13 июня сообщил: он подал документы для участия в выборах главы региона. Чем фактически дал старт политической кампании. При этом сама по себе отправка Турчака в сибирский регион стала одной из самых "больших" политических новостей России последнего времени, уступив разве что назначению Андрея Белоусова на пост министра обороны. Как изменился политический климат в республике и каким образом последние события могут отразиться на всех выборах региона – там в 2024 году будут также избирать новый состав Госсобрания – корреспондент "Толка" узнавал у экспертов.
Перспектива референдума
Нужно отметить: ранее, до известных событий, эксперты больших сенсаций от обеих кампаний региона не ожидали. Максимальная интрига могла быть связана, как выразился эксперт-политтехнолог Виталий Булдаков, с "тельняшкой Железняка": созданием той или иной партией образа "настоящей оппозиции" с помощью участия в губернаторских выборах. Сомнений в победе Олега Хорохордина (экс-глава Республики Алтай), впрочем, не озвучивал никто.
Андрею Турчаку также некой серьезной конкуренции никто не пророчит. Кампания, вероятно, будет носить референдумный характер: с понятным заранее победителем.
"Турчака в статусе врио назначил непосредственно президент. Население должно поддержать его выбор, и уже это определяет референдумный статус кампании", – считает эксперт и руководитель "Политической экспертной группы" Константин Калачев.
Что, в общем, делает выборы губернатора также похожими на президентские: настоящая битва может развернуться за второе место. И здесь также кроется интересный нюанс.
"Та же КПРФ в регионе впервые не имеет муниципального фильтра за все время существования данного механизма", – отмечает политэксперт Константин Лукин.
При этом процесс сбора подписей в республике может быть для партий куда интереснее, чем в Алтайском крае: в регионе на уровне муниципалитетов представлена куда большая палитра политических сил, включая даже экзотические (для края) партии. Кроме того, на этом политическом уровне весьма обильно присутствуют депутаты-самовыдвиженцы.
Элиты и центр
Само по себе появление федерального кандидата также не могло не отразиться на политическом климате региона. Так, по словам Константина Лукина и Виталия Булдакова, этот поворот фактически отменил многие "элитные" договоренности, в которых ранее участвовал Олег Хорохордин: нет политика – нет и договоренностей.
Впрочем, Булдаков, ссылаясь на свои источники, отмечает: "волны" среди элит от назначения Турчака оказались весьма сильными.
"Местные элиты рассматривают этот факт как экспансию Москвы, связанную с планами по якобы объединению "двух Алтаев", – заявил Булдаков.
Что, по словам эксперта, создает фактор противодействия, который могут "оседлать" оппозиционные партии. Те, кто решится это сделать, смогут получить поддержку части местных элит. Это, в свою очередь, может сделать результаты выборов в Эл-Курултай весьма неожиданными.
А вот Константин Калачев, напротив, полагает, что Турчак найти общий язык с местными элитами все-таки сумеет:
"Насколько он сможет встроиться на Алтае? Мне видится, что с его опытом со всеми вызовами и угрозами он должен справиться", – полагает эксперт.
В том числе должен помочь Турчаку и политический опыт, полученный во время руководства Псковской областью – регионом, который сам Калачев называет непростым. При этом, как отмечает эксперт, в регионе будет происходить сшивка кампаний: региональная "Единая Россия" пойдет "в бой" как команда губернатора. Технологии для проведения такой кампании, как подчеркнул Калачев, давно отработаны. Более того, с очень большой долей вероятности Турчак возглавит и депутатский список на выборах в Государственное Собрание, что в определенной степени его усилит.
Знакомые рельсы
Любопытно, что после Турчака о выдвижении сообщили сразу три кандидата от оппозиционных партий. Правда, партии эти именно что "экзотические".
14 июня подали документы:
- Василий Толмачев – реготделение партии "Гражданская сила";
- Олег Добрынин – партия "Родина";
- Александр Климов – Казачья партия Российской Федерации.
Этот поворот слегка напоминает и прошедшие в 2023 году выборы губернатора в Алтайском крае и недавнюю президентскую кампанию: на старте обеих электоральных процедур о своем намерении выдвигаться заявляла масса кандидатов от различных партий, которые не погруженному в политику гражданину зачастую практически незнакомы. Затем, впрочем, в обоих случаях это раздолье кандидатов исчезло.
Кто-то не смог собрать подписи, кто-то решил поддерживать сильнейшего кандидата и публично заявил об этом. И, как результат, в итоговых бюллетенях избиратели увидели в основном "старых знакомых". Подобный сценарий весьма вероятен и в Республике Алтай, однако нельзя не отметить, что та же "Родина", например, в регионе даже представлена в Госсобрании, что, как минимум на первый взгляд, делает вероятность появления Олега Добрынина в итоговом бюллетене отличной от нуля.
А вот сведений о том, что планируют делать парламентские старожилы и новички, пока не так уж и много. Так, буквально накануне не нашли своего подтверждения сведения о том, что КПРФ в этом сезоне вновь будет представлять глава рескома партии и депутат Эл-Курултая Виктор Ромашкин. Как стало известно, оппонировать Андрею Турчаку коммунисты отправят молодого депутата Эл-Курултая Петра Букача: ему 38 лет.