Самолеты, инфраструктура и сезонность: что гложет игроков туристического рынка в Горном Алтае

Горный Алтай
Горный Алтай Фото: предоставлено "Толку"

Представители отрасли из Республики Алтай обсудили главные проблемы, с которыми они сталкиваются на протяжении уже очень долгого времени

Сколько стоит авиабилет до Горно-Алтайска? До Барнаула – бывает, что в два раза дешевле. Это все влияет на конкуренцию. Самые главные конкуренты у Республики Алтай – Кавказ и Черное море. Лететь меньше, море и горы в наличии. И тут Горный Алтай недополучает туриста из-за высокой стоимости перелетов. Об этих проблемах говорили эксперты на секции "Туроператоры" дискуссии "Развитие бизнеса в туристской сфере Республики Алтай: выявление проблем и поиск решений", состоявшейся накануне.

Дискуссию "Развитие бизнеса в туристской сфере Республики Алтай: выявление проблем и поиск решений" провела Ассоциация туристской индустрии Республики Алтай (АТИРА), руководитель Татьяна Зяблицкая.

Люди хотят на Алтай, но…

"Есть мнение, что туроператоры – это зло, мы с транспортниками всегда воюем. Они говорят, что мы все деньги у них забираем и в золоте купаемся, но это не так. Туроператор дает работу отелям, транспортникам, многочисленным гидам, точкам питания и прочим", – подняла во время мероприятия еще одну острую проблему отрасли Таисия Андадикова, представитель туроператора "Алтай-Инфо".

Туроператор – это компания, юрлицо, которое формирует турпродукт и продвигает его на выставках, через соцсети, агентства и прочее, является аккумулятором туристических услуг в регионе.

Субсидирование перевозок – то, без чего в сегодняшних реалиях весьма сложно развиваться турбизнесу Горного Алтая, будь то мелкие или средние предприниматели, уверены участники дискуссии.

Гид по закулисью гидов. Кто, как и сколько зарабатывает на туристах в Горном Алтае

Туристическая отрасль Республики Алтай взяла курс на перезагрузку. Рассказываем, как это может отразиться на гидах, эксурсоводах и проводниках

Причем, уверены местные игроки рынка, это нужно делать не так, как сейчас – по чуть-чуть кресел на рейс, да не на каждый, а заранее субсидировать государством и всем категориям граждан.

По мнению участников дискуссии, высокая стоимость транспортных услуг порождает высокие цены, и Республике Алтай очень тяжело конкурировать. В итоге регион действительно манит людей, но добираться до него очень дорого.

"В этом сезоне "Уральские авиалинии" заявили стоимость билета в 50 тысяч рублей на жестких блоках. Можно было выкупить самолет, это 170 кресел примерно. История совершенно нереализуемая, поэтому чартера в этом сезоне нет, и это очень плохо, считаю, это большой откат назад. То есть мы дошли до того, что можем принимать частные самолеты, чартеры и сейчас отходим назад. Коллеги тоже говорят, что это нереально без субсидирования", – делится Таисия Андадикова.

При обсуждениях авиаперелетов логично всплыла проблема малой авиации с соседними регионами и между районами Республики Алтай. Некоторое время назад небольшие самолеты совершали рейсы в Усть-Коксу, Кош-Агач, государством это субсидировалось, и была полная заполняемость. Но сейчас этого нет.

"Нет даже перевозки автобусами до Улагана, Кош-Агача, Усть-Коксы, вся эта сфера в руках таксистов, а что такое таксисты, мы все знаем – машины в непонятном состоянии, отсутствие безопасности – когда делают по два дальних рейса в день, например. Здесь тоже нужно регулирование от власти", – высказывались участники.

Горный Алтай
Горный Алтай
Фото: предоставлено "Толку"

Экзамен на профессию

Усложняет работу профессионалов от туризма и недостаток аттестованных гидов. Согласно озвученным данным, к 1 марта оказалось, что больше половины гидов, желавших аттестоваться, этого не сделали.

Перезагрузить отрасль: Андрей Турчак и Дмитрий Чернышенко обсудили будущее туризма на Алтае

По словам главы региона, перезагрузка отрасли необходима, чтобы туризм стал полноценным участником социально-экономического развития и приносил реальные доходы республике

Решение проблемы – увеличение количества экзаменов. Сейчас один экзамен пройдет в апреле и один в мае, а дальше начинается горячая пора – собственно, сам турсезон.

По мнению практиков туризма, необходимо добавить финансирования, чтобы этот экзамен можно было сдавать чаще, а также добавить количество курсов для обучения. Иначе будет повторяться ситуация, когда будут работать неаттестованные гиды.

Вопрос дефиниций и стандартов

Своей болью называют туроператоры введение ГИС "Электронная путевка".

"По нашему мнению, есть коллизия в дефиниции, что такое туроператор. ГИС "Электронная путевка" должна действовать для тех операторов, которые вывозят туристов за границу самолетами. Мы же выступаем как местная принимающая компания на земле, – говорит Таисия Андадикова. – Даже сейчас не все понимают, зачем это нужно, а стоит ГИС "Электронная путевка" больших денег. Как вариант решения, коль уж это обязательно, сделать ГИС "Электронная путевка" бесплатной, более простой либо ввести ее только для крупных федеральных операторов, которые вывозят туристов за границу".

ГИС "Электронная путевка" (ГИС ЭП) — единая государственная информационная система, куда туроператоры отправляют данные об оплаченных турах, включающих перевозку и размещение не менее чем на сутки. Система ориентирована на защиту прав туристов в сферах выездного, въездного и внутреннего туризма, обеспечение прозрачности деятельности профессиональных участников рынка и повышение эффективности государственного надзора за деятельностью туроператоров.

Горный Алтай
Горный Алтай
Фото: предоставлено "Толку"

Отсутствие грамотной, четко выверенной инфраструктуры на общих объектах и объектах показа по Республике Алтай – то, что может, к сожалению, отметить любой гость региона, и речь не только про Телецкий или Чуйский тракты. Нет благоустроенных туалетов, мусорных баков, мусорных полигонов, информационных щитов. Заниматься наведением порядка здесь должно государство, считают участники рынка.

Цены на майский отдых в Горном Алтае подскочили на 15%

Как говорят туроператоры, в этом году интерес туристов к экскурсионным программам на Алтае на майские праздники вырос в разы

Сюда же можно отнести и выделение и благоустройство мест для точек проката – чтобы "квадрики", кони не стояли вдоль дорог, нарушая ПДД. Точки должны быть обеспечены электричеством, водой, санитарной зоной, навесами, лавками.

"Думается, должны быть разработаны и утверждены стандарты для организации этих точек", – высказал мнение представитель турбизнеса из Майминского района.

Симбиоз возможен?

Еще одна проблема и боль для игроков туристического рынка – сезонность отдыха на Алтае. Как ее преодолеть?

В Республике Алтай, как ни странно, хромает санаторно-курортное лечение. Маральники, пасеки, лекарственные травы – все это есть, много чем можно лечить, но мало этому применения.

"Сейчас много инвесторов, которые хотели бы вложиться в санаторно-курортный отдых", – поделилась участница дискуссии из Онгудайского района.

"Они землю все просят, я был на таких совещаниях", – скептически настроен другой участник.

"А им надо договориться с теми, кто работает только летом, а на зиму закрывается. Нужно построить круглогодичные капитальные здания и сотрудничать", – предложил вариант решения проблемы гид из Чемальского района.

В Республике Алтай займутся легализацией водного туризма

Власти региона намерены легализовать порядка 10 тысяч человек из различных сфер, в том числе и водного транспорта. Это позволит увеличить налоговые поступления и защитить права работников

Вмешательства и регулировки государства также ждет вопрос ценовой политики внутри контрагентов.

"Когда транспортная компания в прошлом году, грубо говоря, за поездку на Телецкое брала 30 тысяч, а в этом 60 – ну, езди сам. Но тогда нужно иметь свой парк транспорта? Конечно, мы не будем работать с такими перевозчиками, это совершенно нереально, тогда стоимость экскурсии возрастет в разы, если мы будем соглашаться на такие цены", – считает Таисия Андадикова.

Участники встречи сошлись на том, что нужна калькуляция и стандартизация цены за перевозки, а также контроль за всем этим, иначе представители турбизнеса будут вынуждены заключать контракты на перевозки с соседними регионами, и деньги не будут оставаться в республике, а будут уходить к соседям.

Let’s do it: голландец об Алтае, встрече с медведем, окрошке и достоинствах Буханки

О том, что заставило голландца переехать в Горный Алтай, чем хорош "УАЗ", на что похожи заросли дикой мальвы и где встретить заспанного и недоумевающего медведя из Красной книги

Лента новостей