Хозяйства региона урезают посевы гречихи в пользу более рентабельной "маслички" — закупочные цены на культуру остаются низкими, но сокращение производства может качнуть маятник обратно
Посевные площади под гречихой в регионе в 2025 году могут урезать на 30-40% по сравнению с прошлым годом. Алтайские аграрии говорят о кризисе перепроизводства: низкие цены, возникшие из-за этого, и вынуждают хозяйства сокращать посевы. На такие меры пошли и традиционно "гречневые" районы. Агробизнес делает ставку на масличные культуры, рентабельность которых в крае по итогам прошлого года была выше почти в 10 раз. В перспективе сокращение сева может привести к очередному взлету цен на гречневую крупу.
Кашу маслом не испортишь
Гречиха у алтайских аграриев традиционно считается страховой культурой: ею нередко "добивают" площади, которые не успели засеять в срок из-за дождливой погоды. В текущем сезоне такой необходимости у крестьян нет, отмечает фермер из Ребрихинского района Артем Ананьев:
"В прошлом году было много полей, куда было не заехать, потому что было сыро. И гречку везде понасеяли. Но в этом году весна более-менее нормальная: нигде не буксуем, работаем спокойно – и гречки сразу меньше стало. В прошлом году мы в хозяйстве отвели под нее 430 га, а в этом году 230 – почти в два раза меньше".
В КФХ Анатолия Иванова в традиционно "гречишном" Косихинском районе в 2025-м и вовсе отказались от этой культуры, хотя возделывали ее более 30 лет. По оценкам его коллеги Александра Траутвейна из того же муниципалитета, посевы гречихи в регионе могут уменьшиться на 30-40%.
Статистика краевого минсельхоза подтверждает тренд: в 2025 году плановая посевная площадь гречихи составляет более 600 тыс. Для сравнения: два года назад было 720 тыс. га, это было максимальное значение за последнюю пятилетку.
По словам агробизнесменов, охлаждение к культуре вызвано главным образом низкой закупочной ценой: хозяйства реструктуризируют посевной клин в пользу более доходной "маслички" – подсолнечника, рапса, сои и других.
"Русская аграрная рулетка"
В профильном министерстве края, проанализировав бухгалтерскую отчетность сельхозпредприятий, уровень рентабельности гречихи оценивают в 4,1% по прошлому году, в то время как "масличка" дала результат 39,8%.
Артем Ананьев вспоминает сезоны, когда только на гречке можно было заработать на покупку хорошего посевного комплекса. Но сейчас, по словам собеседников "Толка", цена на нее колеблется в пределах 12-15 тыс. рублей за тонну и едва ли может считаться привлекательной при растущих затратах на горючее, технику, агрохимию и повышение зарплаты в коллективах.
"У нас еще 1,5 тыс. тонн лежит. А по 12-13 рублей [за килограмм] у меня рука не поднимается ее продавать. Себестоимость у нее где-то в пределах 7 рублей. Но дело даже не в этом. Мы выход с гектара получаем в пределах 15 тысяч рублей, и зачем нам это, когда мы можем масличку посеять – семечку, рапс, сою – и получить около 100 тыс. с гектара? У нас не так много земли, чтобы мы занимали ее гречкой", – добавляет Анатолий Иванов.
"Я думаю, что нормальная цена должна быть где-то в пределах 25-30 тыс. рублей за тонну. Она же низкоурожайная, не дает по 40-50 центнеров с гектара. Обычно 17-18, ну 20. А затраты все равно есть – и на семена, и на химию, на удобрения", – продолжает Александр Траутвейн.

Культура так и останется страховой, но делать прогнозы дальнейшей динамики цены на нее бессмысленно, считает председатель Союза крестьянско-фермерских формирований края Никита Кожанов:
"Она нет-нет да выстреливает в какой-то год. И поэтому тут русская аграрная рулетка. Всем хочется, чтобы "зеро" выпало, но все понимают из статистики, что это событие довольно редкое. Воздержусь от комментариев, как она будет себя вести в этом сезоне. У нас были годы, когда гречка стоила по 80 рублей – семечка столько никогда не стоила!"
Вместе с тем есть мнение, что на волне снижения производства ценовой маятник снова может качнуться в сторону повышения.
"Мы занимаемся гречкой с 1990-х и видим вот эту волнообразную ситуацию: два года цены нет, цена падает – потом резкий рост, потому что все перестают ее сеять. Запасы ее снижаются, а едят гречневую крупу все – от социальных учреждений и санаториев до армии и тюрем. Соответственно, на мой взгляд, будет повышение цены", – полагает Траутвейн.
В пользу этого, по словам фермера, говорит и тот факт, что запасов гречихи на складах в этом году заметно меньше, чем в предыдущие сезоны, а спрос на нее сохраняется стабильно высоким не только у внутреннего потребителя. Так, по данным ФГИС "Зерно", остатки в крае составляют порядка 200 тыс. тонн, что является комфортным значением до начала новой уборки.
Что касается экспортного потенциала алтайской гречихи, то о нем говорят растущие объемы отгрузок главному зарубежному покупателю – Китаю: за первые четыре месяца этого года ее экспорт увеличился более чем на 87% к январю-апрелю 2024 года и составил 99 тыс. тонн, уточнили в минсельхозе региона.
Год назад аналитики Forbes уже предрекали урезание гречишного клина в России, отмечая, что в перспективе это может привести к очередному росту цен на гречневую крупу в рознице.