Рассказываем, из-за чего образовалась такая ситуация с ценами на бензин, почему она грозит целым коллапсом для региона, и когда все может стабилизироваться
Повышение розничных цен на бензин в Алтайском крае началось с мая. Единственная категория, которой это почти не коснулось, – дизель. Литр 95-го за два месяца подорожал, в среднем, на полтора рубля и постепенно приближается к отметке в 50 рублей. Для кого-то даже такая, казалось бы, незначительная перемена влечет серьезные изменения.
"Приходится в чем-то себе отказывать. Где-то пешком пройтись, проехать по проездному билету", – негодует жительница Барнаула Марина Никифорова.
Причина такого резкого скачка в ценах – оптовое увеличение стоимости горючего. Оно началось еще с января, когда на рынке начал образовываться дефицит бензина.
"Если сравнить объемы произведенного топлива в прошлом и в этом году, нефтяные компании порядка 5% сократили объемы выпуска бензина, если мы посчитаем в абсолютных цифрах, это измеряется сотнями тыс. тонн", – пояснил вице-президент Российского топливного союза Юрий Матвейко.
На это наложились и другие проблемы. В первую очередь – сезонный ремонт на заводах по производству бензина и увеличение внутреннего туризма на автомобилях, вследствие чего потребление на АЗС у трасс выросло на 30-40%.
Поскольку бензин на Алтае, по данным Росстата, самый дешевый в стране, из-за резкого подорожания цена оптового горючего превысила розничную. Больше всего от этого страдают частные АЗС, которых только в Барнауле около 60%.
"Мы же купили бензин и по 42 рубля, и по 40 рублей. И кажется, что мы в рублях зарабатываем. Но сейчас мы его купим по 46. У нас было, условно, 1000 тонн бензина на остатках, а получится 900 тонн", – отметил владелец сети АЗС Андрей Загарин.
Цену за литр бизнесменам поднимать относительно бесполезно. АЗС нефтяных компаний ценник стараются держать, несмотря на работу в убыток. К ним доверия больше, чем к частным организациям. В итоге, главный плюс предпринимателей (низкая цена) просто нивелируется. Сейчас топливный бизнес в Алтайском крае – рискованное предприятие. Эта ситуация может привести к уменьшению числа игроков на рынке.
Остается только ждать. Эксперты предполагают, что оптовая и розничная цены стабилизируются к осени, когда нефтеперерабатывающие заводы выйдут с профилактических работ и закончится высокий сезон туризма. Однако это может стать лишь временным затишьем перед бурей, поскольку сейчас министерство финансов настаивает на снижении параметров демпфера в два раза.
Государство будет выплачивать нефтяникам меньше средств, которые все эти годы идут на стимулирование их работы на внутренний рынок, а не зарубежный. До какого уровня может взлететь стоимость одного литра, если законопроект примут, – загадка для всех.