"Не надо себя успокаивать": власти оценили риски санкций для экономики региона
Главные риски для бизнеса Алтайского края – это острый дефицит оборотных средств на фоне "неподъемных" ставок по кредитам, перебои в поставках импортного сырья или комплектующих, что грозит прекращением работы совсем или резким ее сокращением, и галопирующий рост цен на все. Такой вывод можно сделать по итогам прошедшего 11 марта заседания рабочей группы региона по обеспечению экономической устойчивости.
Важно понимать, что это версия властей – о ситуации в отраслях рассказывали руководители министерств и управлений. Однако даже их сдержанные оценки позволяют говорить, что последствия санкций ударят по экономике Алтайского края. Вопрос только в масштабе. Но о нем можно будет говорить только после хоть какой-то стабилизации ситуации. Опыт прошлых кризисов говорит, что до нее – около трех-четырех месяцев, отметил Юрий Шамков, глава краевой Общественной палаты.
Но уже сейчас представители ведомств обозначили ряд главных рисков.
1. Перебои с поставками импорта и рост цен на негоЗарубежные компании уже приостанавливают договоры поставок сырья и комплектующих — нет ясности по цене из-за колебания курсов валют и по логистике, рассказал министр промышленности и энергетики края Вячеслав Химочка.
На алтайских заводах запасов импортного сырья и комплектующих хватит на период от трех недель до двух месяцев, кое-где – на полгода. После этого, если ситуация не стабилизируется либо ухудшится с точки зрения санкций, возникнут риски сокращения объемов производства, его приостановки и увольнения работников.
Глава Алтайпищепрома Александр Большаков подтвердил: на предприятиях переработки и в "пищевке" также ожидают сокращения поставок импортных запчастей для оборудования, а также сырья, ингредиентов и упаковки.
У строителей, в том числе работающих на соцобъектах, также наблюдается приостановка продаж материалов, вплоть до возврата авансов. Наибольшие риски – в приобретении автоматики, вентиляционного оборудования, систем кондиционирования, пожаротушения, рассказал глава минстроя края Иван Гилев.
Компании ищут альтернативных поставщиков на азиатских рынках, но пока безрезультатно. "Когда найдем, будем выходить на изменение проектных решений", – рассказал министр.
Предприятия края по производству стройматериалов также ищут варианты замены комплектующих, "так как многие недавно проводили модернизацию, переходили на западные линейки".
Аграрии ищут варианты замены высокоурожайных гибридных семян подсолнечника (19% в общем объеме семян), кукурузы (16%) и рапса (6%). По словам министра сельского хозяйства края Сергея Межина, планируется их заменить гибридами российской селекции. Однако спикер краевого парламента Александр Романенко призвал его "самого себя не успокаивать" по вопросу кукурузы:
"Надо ответственно подойти, ситуация сложная. А у нас кукуруза – основная кормовая культура. Возможно, стоит подумать и заменить ее другими".
Складывающаяся ситуация уже привела к росту цен. Та же упаковка и ингредиенты в переработке и пищевой промышленности уже подорожали на 30% к февралю. Стройматериалы в цене прибавили 20-30% к началу года. Каучук, который закупает производитель шин в Алтайском крае – завод "Нортек", также с 1 апреля подорожает на 30%, а он составляет 75% в структуре себестоимости готовой продукции.
"Резкое повышение ценовых предложений" произошло и в сфере закупа дорожной техники, рассказал министр транспорта Антон Воронов. По его словам, в отрасли ждут стабилизации ситуации.
Рост цен отразится и на сфере энергетики и ЖКХ — даже если предприятия и бюджет сохранят запланированные объемы трат на ремонты и модернизацию, в физических показателях они сделают меньше, так как на те же деньги смогут закупить заметно меньше материалов.
В целом идет речь о серьезном замедлении инвестиционной деятельности. "Будут заморожены инвестпроекты в связи с отказами в поставке оборудования либо его неотгрузками, даже если оно уже оплачено", – сказал Константин Слюсарь, замначальника управления по предпринимательству.
2. Денег мало, и они дорогиеРост ключевой ставки до 20% свел почти к нулю доступность кредитных средств. Руководители почти всех ведомств, курирующих работу бизнеса, говорили о необходимости господдержки и введении инструментов льготного кредитования. Иначе многие предприятия останутся без достаточных для работы оборотных средств.
Сейчас, объяснил Химочка, поставщики сырья, материалов и оборудования требуют стопроцентную предоплату, что требует также больше "оборотки". Такая же ситуация – в малом бизнесе.
При этом банки пересмотрели условия кредитных договоров примерно у половины промпредприятий региона – в тех случаях, где ставка по кредиту рассчитывалась как ключевая плюс процент.
О поэтапном раскрытии эскроу-счетов просят застройщики – на этих счетах хранятся деньги покупателей жилья до введения домов в эксплуатацию. Механизм, придуманный для защиты средств граждан, теперь работает на обесценивание их денег, считают строители. А девелоперы могли бы оперативно направлять их на приобретение новых материалов и завершение проектов.
3. Будущий рост цен на продукциюПеречисленные факторы, рост валютного курса могут в дальнейшем привести к удорожанию конечной продукции алтайских производителей, сказал Александр Большаков. А это, в свою очередь, к снижению спроса, особенно на товары с высокой стоимостью – масло, сыры и т. д.
Он оговорился, что сейчас государство предпринимает шаги, чтобы замедлить эти процессы. Например, предполагается ввести субсидирование для производителей хлеба из расчета 2,5 рубля на один килограмм. Алтайскому краю выделят на это 43 млн рублей.
Льготное кредитование аграриев под 5% также должно способствовать замедлению роста цен. Как и недавнее введение запрета на экспорт зерна и сахара в страны ЕАЭС (Казахстан, Белоруссия, Армения, Кыргызстан) до 31 августа. Это, по мнению Большакова, должно привести к стабилизации цен на рынке сырья.
Впрочем, рост цен наблюдается уже сейчас, рассказал Слюсарь.
Денег нет, но власть поддержитПредставители ведомств, курирующих работу бизнеса, говорили о том, что нужны системные механизмы помощи бизнесу со стороны федералов, однако предлагали и варианты местных мер поддержки. Однако губернатор Виктор Томенко сказал:
"Сегодня мы с вами пойти и извлечь какие-то сверхрезервы не можем".
Он подчеркнул, что, во-первых, бюджет уже принят и его дефицит и так составляет 24 млрд рублей. А во-вторых, край слишком зависим от федеральных денег, и поэтому нужно "ориентироваться в первую очередь на федеральные решения, чтобы они здесь были исполнимы и давали тут свой эффект".
"Деньги этого года, по сути, перераспределены. Если мы направляем больше в промышленность, значит, придется откуда-то снимать. А у нас просматриваются риски с разных сторон – как со стороны налогоплательщиков, так и с точки зрения наших возможностей, с учетом роста инфляции, стоимости объектов, которые мы строим, угля и т. д.
Реализация комплекса мероприятий на основе и при существующей поддержке федерального центра – идеальная линия нашей работы", – резюмировал губернатор.
Между тем Юрий Шамков призвал коллег как можно оперативнее привести в соответствие новым федеральным нормам всю правовую базу, так как именно в первые три-четыре месяца кризиса – период неопределенности и максимальной турбулентности – бизнесу особенно важна поддержка. Помощь, оказанная в этот период, в итоге в абсолютных цифрах может обойтись бюджету дешевле, чем потом устранение последствий.