Работники выходят как на войну. Алтайский бизнесмен "разнес" систему маркировки
Иногда сотрудники предприятий, работающих в системе маркировки, идут на работу, "как на войну", потому что не знают, когда вернутся домой: система регулярно сбоит и порой приходится задерживаться допоздна. Об этой и других проблемах, связанных с маркировкой, на одной из площадок Конгресса предпринимательских объединений рассказал Олег Махнаков, гендиректор молокоперерабатывающей компании "Рикон", общественный помощник бизнес-омбудсмена в сфере сельхозпроизводства.
Маркировка – это размещение специального знака на товаре (чип или специальный штрихкод), с помощью которого отслеживается движение товара от производителя до продажи в рознице. В России уже введена маркировка меховых изделий, обуви, лекарств, шин, духов, табака, упакованных вод, частично – молочной продукции. Планируется "чипировать" как минимум пиво, БАДы, антисептики.Махнаков подчеркнул, что рано или поздно процесс маркировки затронет большинство производителей. Об этом неоднократно говорили и другие эксперты федерального и регионального уровней, так как эта система позволяет полностью контролировать движение всех товаров, а значит, и расчетов по ним, отчислений. Хотя основной целью введения маркировки власти называли "обеление" рынков, избавление от контрафакта.
По мнению барнаульского предпринимателя, любые неналоговые отчисления бизнеса, в том числе и маркировку, можно сравнить с кротами, "которые под землей ползут и подъедают корни предпринимательства".
"Когда эти отчисления становятся сопоставимыми с налоговыми, это становится опасным, особенно сейчас", – считает Олег Махнаков.
Совсем некопеечные кодыОдной из санкций Запада, рассказал он, стало ограничение на ввоз определенной полиграфической продукции, в том числе наклеек для маркировки. Раньше одна стоила 6 копеек, сейчас 20.
"Казалось бы, мелочь. Но для продукции, производимой по всей России, это огромные суммы. Оборудование, ПО для маркировки – тоже все импортное", – говорит предприниматель.
Действительно, еще в апреле в отраслевом объединении "Союзмолоко" фиксировали дефицит самоклеящихся этикеток для маркировки "молочки" – раньше их поставляли в страну финская и американская компании. Для фирм, которые заключили контракты с ними до 9 апреля, запреты на ввоз вступят в силу после 10 июля, писал сайт agronews.com.
Также сообщалось, что компания "Видеоджет Технолоджис" – один из крупнейших производителей принтеров для маркировки – заявляла в апреле, что приостанавливает поставки из Европы в Россию.
Андрей Осипов, уполномоченный по защите прав предпринимателей в крае, рассказывал, что все оборудование, запчасти к нему, все ингредиенты – порошки, ленты и так далее – производятся только на Западе. Найти качественные аналоги европейским невозможно.
Система сбоитНо мало того, что есть проблемы с импортом расходников и оборудования, в самой системе регулярно происходят сбои, рассказал Махнаков.
"Работники как на войну выходят, потому что не знают, когда с работы уйдут. Если система не считывает, рабочий день может с 8 утра до 12 ночи растянуться", – объяснил глава компании.
При этом, говорит он, и производительность линии падает на 30%.
Ранее Вадим Смагин, глава Бочкаревского пивоваренного завода, также рассказывал на оперштабе при губернаторе, что линии по розливу воды однажды простояли три дня, потому что система не передавала данные.
Легальный контрафактНо и это не все. Возникают проблемы и с качеством марок.
"Вы выпустили хорошую продукцию, а торговые сети ее утилизируют – у них код не считывается, потому что при транспортировке он может повредиться, становится нечитаемым. Код не читается – значит, продукция расценивается как фальсификат. И торговые сети заставляют нас платить за утилизацию нашего же качественного продукта", – рассказал Олег Махнаков.
Многое еще зависит от качества тех же сканеров. У крупных торговых сетей они дорогие, хорошие, а малый бизнес себе такие позволить не может. А считывают маркировку они опять же по-разному.
Ранее глава ТД "Аникс" Юрий Никитин рассказывал губернатору и заместителю генпрокурора, что маркировка – только на уровне розницы – дает к стоимости товара дополнительно 1,5-2 рубля.
"Конечно, все затраты включаются в себестоимость. В результате прибыль предприятий уменьшается, а с нее платятся налоги в региональные бюджеты, которые недополучают средства из-за вот этих "подземных кротов", – заявил Махнаков.
По его словам, бизнес волнует еще и тот факт, что если налоги идут в бюджеты и, соответственно, на развитие территории, то выплаты по маркировке "уходят непонятно куда".
Как в 2018 году писал РБК, единый оператор системы цифровой маркировки товаров в России создан на базе компании "Оператор-ЦРПТ", "дочки" Центра развития перспективных технологий, принадлежащей структурам миллиардера Алишера Усманова, госкорпорации "Ростех" и компании инвестора Александра Галицкого."В условиях санкций система маркировки контрпродуктивна", – резюмировал он.
Его коллеги ранее называли маркировку в текущих условиях вредительством и мероприятием, не выгодным ни бизнесу, ни покупателям.