Зачем барнаульский предприниматель продает "Россию", отели и другие бизнесы
В 2021 году на открытый рынок недвижимости попали три знаковых здания: здание, названное "Красный замок", гостиница "Лалетин" и бывший кинотеатр "Россия". Все они принадлежат предпринимателю Борису Князеву, который начал копить бизнес-активы еще в 1987 году. В интервью "Толку" он рассказал, как "поднялся" на топливном рынке и выкупал гостиницы с тараканами, зачем продает знаковые для города объекты и что помешало отелю Radisson разместиться на месте бывшего кинотеатра "Россия".
Борису Князеву 55 лет. Он начал бизнес в 1987 году, когда закон позволил организовать кооператив. Это был спортзал "Олимпия", где занимались атлетизмом, бодибилдингом и другими видами спорта. Всего предприниматель основал 29 видов бизнеса. В их числе – гостиничный, брокерский, торговый (продукты, товары для спорта, мебель, бытовая техника, оптовая и розничная сеть нефтепродуктов). Также он развивал медиа: владел телеканалом "Мир", "Рен ТВ Барнаул", газетой "Контраст", размещал наружную рекламу. Прошел тренинги и семинары у таких спикеров, как Игорь Манн, Радислав Гандапас, Майкл Бэнг, Ицхак Адизес. Последний для него самый авторитетный. Женат, трое детей. Денег много не бывает– Борис Алексеевич, как вы стали владельцем нескольких гостиниц и кинотеатра в Барнауле?
– Основной доход был с частной нефтебазы и сети АЗС, и когда в середине 1990 стали появляться свободные финансы, я выкупал недвижимость, строил АЗС, торговые центры и другое. Тогда же приобрел газету "Контраст", телекомпанию "Мир", а телекомпанию "Рен-ТВ Барнаул" я открывал самостоятельно. Это был первый дециметровый телеканал в Алтайском крае.
Гостиницу "Русь" выкупал с аукционов отдельными долями в течении пяти лет. Это было ужасное "совдеповское" пристанище с железными кроватями и тараканами. Кинотеатр "Россия" также приобретал долями несколько лет и постепенно перестраивал. Он стал первым торговым центром в Барнауле. В него очередь стояла из арендаторов. Мы сразу окупили вложения в покупку и реконструкцию.
"Лалетин" – другая история. Я купил четыре стены после пожара. В 1990-е пожаров было предостаточно на Старом базаре. Результат нечистоплотной конкуренции.Но это был памятник архитектуры, и за его реконструкцией следило НПЦ "Наследие". Назначение здания под гостиницу я придумал сам, а когда узнал, что построил его в начале XX века купец Лалетин, решил таким же именем назвать гостиницу. Я горжусь, что восстановил этот памятник и назвал его в честь человека, который более 100 лет назад построил объект.
– Есть суждение, что "Русь" и "Лалетин" – дешевые заведения на ночь или даже час. Прокомментируйте, пожалуйста.
– У любой гостиницы есть классификация – звездность. "Русь" – для нашего города нормальный уровень на три звезды. Она, кстати, вошла в список для размещения иностранцев на период международных соревнований по гребле (май 2021 года, второй этап Кубка мира по гребле на байдарках и каноэ, – прим. ред.).
"Лалетин" претендует на две звезды. Сейчас эта гостиница в тренде, хотя номерной фонд, конечно, требует обновлений. А так у нее хороший потенциал. Единственное, что номера маленькие. Но в той же Чехии или Франции есть гостиницы с маленькими, но уютными, номерами.
И неправильно говорить, что это гостиницы на час. У меня у первого в Барнауле появились отельные программы и электронные замки, которые не позволят сдать номер меньше, чем на полсуток.
И вообще, посещение на час – неправильный термин. Правильнее называть это приватное посещение. И оно есть у всех гостиниц, но у дорогих отелей на четыре и пять звезд процент приватного посещения всегда выше.
Любой отельер старается искоренить и уменьшить количество таких клиентов, но оно, увы, есть у всех гостиниц. Помните, в советское время мужчина и женщина не могли поселиться в одном номере, если нет штампа в паспорте? И все равно находили выход.
Radisson был бы полезен Барнаулу– Вы владелец памятников архитектуры. Предприниматели говорят, что восстанавливать их крайне сложно из-за бюрократии. Как вы справились?
– Я не помню особых проблем когда, например, восстанавливал "Лалетин". Все шло своим чередом. Единственное, меня мучил и мучает вопрос: "Россия" – тоже памятник архитектуры, но какая там архитектурная ценность? "Советский модернизм"? Но я вынужден постоянно красить его в этот страшный бордовый цвет. Хотя есть у меня очень красивый проект фасада торгового центра "Россия". Делали его известные в городе архитекторы.
– Бывший кинотеатр "Россия" может стать другим?
– Помните, в 2019 году на пл. Сахарова хотели построить отель Radisson. Но общественность воспротивилась. Я удивлялся: "Что вы делаете! Инвесторы хотят вложить в развитие Барнаула хорошие финансы, это очень полезно для нашего провинциального города! Там всего три елочки пострадают, а люди были готовы высадить целую аллею"!
– Были идеи, как именно можно было подать здание, его архитектуру?
– Я был в Торонто и видел, как восстанавливают старину: исторический фасад остается, а сверху строят современное здание. Как классно смотрится! И так можно сделать для здания кинотеатра "Россия". Ну сказали бы сохранить его как памятник советской архитектуры, мы бы сохранили: и фасад, и ступеньки к главному входу, и фонтан на площади. Строительные технологии сейчас позволяют.
Вот вы смотрите на гостиницу "Лалетин" и не замечаете, что вторая часть здания – это новострой 1995 года (в прошлом ТД "Балвис")? А смотрятся оба наши здания в старинном стиле – классицизм конца 18 века.
– Была информация, что инвесторы Radisson хотели, чтобы часть здания выкупила мэрия. Потому и не договорились?
– Даже называли суммы со стороны инвесторов и администрации. И я был готов подвинуться по цене. Но не договорились. Думаю, отношение к памятникам в будущем будет пересмотрено.
– Зачем вам, владельцу нескольких гостиниц, нужен был под боком Radisson?
– Когда все отельеры были против: "А-а-а, нас задушат", – я всеми руками был за то, чтобы в городе появился отель такого уровня.
У меня в свое время была сеть киосков, так называемые "комки". Я покупал "спортлотошные" будки, расставлял по Барнаулу и торговал жвачкой, сигаретами и сникерсами в конце 1980-х годов. Весь город снабжал этими продуктами.
И вот когда ставишь киоск, а рядом конкуренты появляются, выручка падает. А потом у всех начинает подниматься. Так в любом бизнесе. Посмотрите, на барнаульском Арбате множество ресторанов и люди туда идут и идут.
Появление в Барнауле международного отеля – это нормально. Да, отельеры бы в какой-то момент просели, а потом бы даже средний чек подняли и в будущем все бы выиграли.
– Как вам реконструкция гостиницы "Алтай"?
– Прекрасные фасады, но там надо было делать внутри другой проект. Там классные номера соседствуют с теми, где нет душа и туалета. Много ошибок допущено по внутренним планировкам, вот голову бы оторвать тому дизайнеру/проектировщику, кто занимался "внутрянкой", а сама по себе гостиница "Алтай" очень хорошая.
– Видели проект, представленный Евгением Ракшиным, по реконструкции ЦУМа? Вам нравится идея разместить там гостиницу?
– Я считаю, что будет неправильно, если этот отель отдадут в управление российскому менеджменту. И могу это лично Евгению сказать. Там же рядом прекрасная гостиница "Центральная". Они просто будут откусывать друг у друга кусочки.
Но если он сможет завести туда международную сеть – Radisson, Holiday Inn, Marriott – это будет классно. Тогда это будет не ошибка. Это будет прорыв. Я за то, чтобы в нашем городе появился международный отель.
Он никогда не будет конкурентом для таких гостиниц, как моя "Русь" или "Лалетин". А в город будут приезжать солидные клиенты, предприниматели, инвесторы. Иностранцы будут приезжать. А так они видят незнакомые гостиницы в поисковиках и предпочитают поселиться в Новосибирске, а оттуда на машине доехать до Горного Алтая. Смешно.
Я со своим нестандартным мышлением владельца небольших гостиниц двумя руками за международную сеть, и пусть меня не поддерживают мои коллеги, наш город достоин другого уровня в этом вопросе. Если Ракшин заведёт сюда Radisson, Holiday Inn, Marriott или сеть Hilton, я первый ему пожму руку.
А пули свистят– Какие ошибки в бизнесе вы совершили?
– Я развивал его в разные стороны: тут телекомпании, тут нефтебаза, тут гостиница, тут спорт-шоп, а тут мебельный. Одновременно под управлением было 20 бизнесов и 500 человек в подчинении! Это неправильно. Я не горжусь этим.
Потом уже я начал концентрироваться на гостиничном бизнесе: "Русь", "Лалетин", хостел "Арбуз" (продан), гостиница "Башня", "Березка" (продается), а еще Академия гостеприимства и ресторации.
– В итоге вы пришли к тому, что в 2020-м у вас сформировался большой лот недвижимости на продажу. В общей сложности примерно на 300 млн рублей. Почему?
– Я хочу оставить только несколько бизнесов: "Русь" и Академию. Остальное продать и сконцентрироваться на консалтинге. Я планирую приобрести офис с учебным классом в одной из башен Москва-сити. Еще я сейчас пишу книгу, работаю над видеокурсами, на все это нужны финансы. Мне нравится работать с бизнесменами, чтобы они научились применять современные инструменты управления бизнесом.
– Есть интерес со стороны потенциальных покупателей на ваше предложение?
– Как вы пришли к идее стать бизнес-консультантом?
– Примерно до 2009 года основная часть доходов приходила с нефтебазы и заправок. А потом пришли "Газпром" и "Роснефть" со своим полным циклом от производства до продаж. Они всех раздавили. Вы помните, тогда продали заправки "Магис" и "Адалин".
Я не успел продать свою сеть АЗС и начались финансовые проблемы. Я погряз в кредитах. Все, что я зарабатывал, отдавал банкам. Кредиты – это зло. Банкиры – это люди, которые могут предложить зонтик в ясную погоду, но когда начнётся дождь, они его заберут. И я начал продавать "непрофильные" бизнесы: телекомпанию, нефтебазу, АЗС, недвижимость и т. д.
Я искал выход и понял, что надо учиться. Я закончил школу владельцев бизнеса, а потом школу профессиональных лекторов в Москве. Обучался в компании Evolution Management. Да, это раньше я думал: "У меня 25 бизнесов! Хах, я все знаю!". Оказалось, что это не так.
– Какие шаги были после обучения?
– Систематизировал бизнес и вышел из "операционки" (оперативного управления). Очень много доверил сотрудникам, стал этичным сам и их этому научил. А для этого прописал идеологию и стратегию, расставил точки контроля.
Так работает технология и инструменты управления. А когда владелец бизнеса в окопе, а вокруг пули свистят, ему голову некогда поднять. Он не может посмотреть туда, далеко – на перспективу. Ему плохо. Выход – обучаться современным инструментам управления и у тебя даже свободное время появляется. Его бизнесмен может потратить на себя, на свою семью и ещё на какую-то полезную деятельность.
– Если в общем: чему учите молодых бизнесменов?
– Делюсь опытом. Я пережил пять кризисов. Да, были потери бизнеса и такие моменты, когда был готов все продать. Были моменты, когда я ненавидел свои бизнесы. Но когда знаешь управленческие инструменты, ты влюбляешься в них заново. Ты к персоналу относишься по-другому: с заботой, теплотой и уважением. Даже к Марии Ивановне, если она техничка или горничная.
Этого не хватает нашим молодым предпринимателям. Понимания, например, что такое мотивация и стимулирование. Это ведь разные истории.
– Ваш консалтинг не будет касаться рынка Барнаула?
– Я уже обучаю несколько компаний: "Агроном", "Территория здоровья", "Алтайский букет", "Горная Аптека", охранные предприятия. Они хотят развивать бизнес, внедрив современные системы управления. Но в основном, конечно, потребность в консалтинговых услугах есть в столицах: Москва, Питер. Там бизнесмены жаждут развиваться.
Буквально накануне меня пригласили в Google Россия на программу бизнес-наставничества. Я буду читать лекции предпринимателям бесплатно. Для слушателей – это полезные знания, а для меня – прокачка своих навыков консалтинга.
Вообще, я много бесплатных лекций читаю. Например, о вреде наркотиков. И когда приходишь в школу, слышишь: "О-о-о, пришел, щас начнет про наркотики". Дети в антагонизме. А лекция построена по современной технологии. Они открываются, начинают смеяться, заряжаться, потом фотографироваться ко мне бегут. Ты по тонусу поднимаешься неимоверно. Это заряжает. Я ловлю такие моменты.
– Какие виды бизнеса в Барнауле и Алтайском крае перспективны?
– Все. В любом бизнесе можно выживать и улучшать продукт. Но бизнес должен быть интеллектуальным. Например, у меня сын Борис был профессиональным хоккеистом, а сейчас продюсирует студию растяжки Виктории (дочери, – прим. ред.). Сейчас у них "потолок". Они продали 90 абонементов и им надо новый зал делать. А это простая растяжка!
Конечно, надо изучать рынок. Возможно, от какого-то продукта надо отказаться. Возможно, сделать какой-то флагманским. Или люди берут 10 продуктов и начинают распыляться, и сгорают. Зачем? Надо изучать, как систематизировать свой бизнес.
"Я обладаю Питером"– Вы говорите, что не имя делает компанию, а технологии. Свою новую компанию вы назвали Knyazev Consulting, попиарив себя. Почему?
– Это маркетинговый инструмент. Если вы спросите специалистов по неймингу и брендингу, они будут рекомендовать такой вариант. В консалтинге это востребовано, потому что клиенты идут на специалиста.
– Почему вы решили остаться жить в Барнауле? И жить-то у нас невозможно, и климат-то у нас не очень.
– Великолепный у нас климат. Классный! Я люблю снег. Хотя, да, мне нравится отдыхать в теплых странах. Особенно уехать из минуса в плюс, но так, чтобы там был теннис, бег, какой-нибудь заплыв, люблю отдыхать активно.
Мне нравится Барнаул. До Горного Алтая рукой подать. У меня тут на реке свой катер. На водных лыжах можно кататься, на воднике, когда отец был жив – рыбачили. У меня есть любимое дело – я играю в хоккей три-четыре раза в неделю. Я не собираюсь расставаться с этим. Ну да, бывает заметет. Ну и что.
– Но Москва перспективнее, Питер красивее.
– Хорошо, вы знаете, что такое обладание? Вот я обладаю Питером. Я завтра приеду туда на недельку-две просто отдохнуть, поселюсь в лучшую гостиницу и буду жить. Пойду в театр, зайду в Исаакиевский собор и буду обладать этим городом даже больше, чем его жители.