Толк новости
Фоторепортажи |

Берег контрастов: как меняется Барнаульский ковш под натиском современной застройки

Фотокорреспондент "Толка" прогулялся по берегу Барнаульского ковша, с лица которого исчезают последние напоминания о его "пароходном" прошлом
Читать в полной версии ➔

Десятилетия назад Ковш был одним из самых популярных мест Барнаула. Здесь был старый Речной вокзал и грузовой порт с железнодорожной веткой вдоль улицы Промышленной. Сегодня от них практически не осталось и следа, кроме видавшей виды лестницы. Последние несколько лет берег активно застраивают современными многоэтажками. В ближайшие годы его будет не узнать. Не исключено, что водный объект и сам исчезнет без следа. Как застройка неумолимо меняет водный объект, смотрите в фоторепортаже "Толка".

Водные ворота Барнаула

Есть несколько версий появления Барнаульского ковша. Одни считают, что его формировали силы природы, другие уверены – не обошлось без вмешательства человека. Как бы то ни было, этот водный объект сыграл большую роль в истории и развитии города. И в сердцах многих горожан он оставил глубокий след, ведь когда-то он был центром притяжения и местом встреч и романтических свиданий.

Вплоть до 1985 года, когда в Барнауле построили новенькое здание (ныне снесенное) Речного вокзала, водные ворота города с пристанью располагались на берегу Ковша. Здесь стоял деревянный Речной вокзал, где базировалось Управление речного порта и популярный ресторан "Волна".

Тогда Ковш был важным стратегическим объектом доступной и удобной на тот момент транспортной артерии – реки Обь. Он принимал десятки пассажирских и грузовых судов. Сначала по нему ходили пароходы и небольшие суденышки, а потом – большие грузовые баржи и теплоходы. Для удобства транспортировки грузов в 1950-х по улице Промышленной от пристани проложили железнодорожные рельсы.

Появление здания Речного вокзала стало началом заката пристани на берегу Ковша. Водные ворота переехали на берег широкой Оби. Тем временем грузовой порт вместе с его зданиями, кранами и прочим остался на прежнем месте. Вместе с ним остались старинные здания и частные домики, которыми застроена улица Промышленная. Здесь, как и во многих тихих и самобытных уголках Барнаула, сформировалась особая атмосфера.

Высотка за высоткой

В новое время берег Барнаульского ковша настигла высотная застройка. Бум пришелся на 2010-е годы. Сначала со стороны нового "речного" выросли три свечки ЖК "Аквамарин", после этого ЖК на улице Приречной, в 2020-м к ним добавился большой многоквартирник на улице Промышленной, 4, а недавно здесь сдали ЖК "Родные берега", возведенный строительной организацией, связанной с компанией "Жилищная инициатива" Юрия Гатилова.

Причем застройщик решил пойти дальше и в начале текущего года презентовал еще один дом по соседству – на улице Промышленной, 10. Он вошел в проект планировки большого микрорайона в 27,5 га с частным сектором и ветхими домами для будущей реновации. "Толк" не раз писал об этом. Его территория ограничена переулком Некрасова, улицами Анатолия, Никитина, проспектом Комсомольским, улицами Ползунова, Промышленной и акваторией Оби в районе Ковша.

Проект планировки разработали по заданию "ЖИ" в компании "Планета". Недавно разработчики подготовили его обновленную версию. Как пояснил нашему изданию девелопер, она не содержит принципиальных изменений по сравнению с уже известной. Документ лишь привели "в соответствие" с учетом проекта нового ЖК на улице Промышленной. В начале июля проект планировки вынесли на общественные обсуждения.

Напомним, комплексный документ отражает концепцию развития большого микрорайона, чем впоследствии смогут пользоваться застройщики, чтобы "с умом" развивать участки прибрежной зоны центра Барнаула, а не сажать концептуально не связанные друг с другом строительные объекты. Эксперты уверены, что такой подход пойдет архитектурному облику города на пользу.

Что касается самого проекта планировки, то он предполагает размещение 17 многоквартирных домов высотой до 25 этажей, возведение детского сада на 320 мест, реконструкцию существующей школы № 1 со спортивным ядром, возведение объектов административно-делового назначения, гаражей-стоянок и подземных паркингов, закладку зеленых зон для отдыха горожан и многое другое. Строительство планируется двухэтапное.

Исчезновение артефактов прошлого

Но это все ждет прибрежный район с богатой историей в отдаленном будущем. Участки для застройки еще нужно сформировать, а это требует времени и финансов, ведь предполагаемый для реновации микрорайон застроен, а это значит, что инвесторам нужно еще договориться с собственниками земли.

Пока же здесь намерены построить продолжение ЖК "Родные берега". И застройщик уже постепенно готовится к реализации проекта на берегу Барнаульского ковша. Тем временем этот берег уже кардинально меняется. В частности, рельеф – объект начали местами выравнивать.

Как отметил историк и краевед Данил Дегтярев, отсюда исчезли здания грузового порта с кранами и остатки старой пристани, железнодорожные пути демонтированы. Со стороны улицы Промышленной остались только лестница, ведущая к водной глади Ковша, и первая электростанция Барнаула, являющаяся памятником архитектуры. Юрий Гатилов планировал отреставрировать старинное здание.

"Я не вижу ничего плохого в том, что исчез грузовой порт. Он был не самой великой ценностью. А вот сам Ковш засыпать не надо. Я уверен, что эта идея ошибочна. Да и строить высотные дома вдоль водного объекта тоже не самая лучшая идея. Они закрывают вид на реку и могут препятствовать движению свежего речного воздуха в город", – заметил собеседник "Толка".

Отметим, что Барнаульский ковш планировали засыпать для формирования участка под застройку. Однако с 2022 года проект стоит на паузе.

Читать в полной версии ➔