Берег контрастов: как меняется Барнаульский ковш под натиском современной застройки

Фотокорреспондент "Толка" прогулялся по берегу Барнаульского ковша, с лица которого исчезают последние напоминания о его "пароходном" прошлом

Десятилетия назад Ковш был одним из самых популярных мест Барнаула. Здесь был старый Речной вокзал и грузовой порт с железнодорожной веткой вдоль улицы Промышленной. Сегодня от них практически не осталось и следа, кроме видавшей виды лестницы. Последние несколько лет берег активно застраивают современными многоэтажками. В ближайшие годы его будет не узнать. Не исключено, что водный объект и сам исчезнет без следа. Как застройка неумолимо меняет водный объект, смотрите в фоторепортаже "Толка".

Водные ворота Барнаула

Есть несколько версий появления Барнаульского ковша. Одни считают, что его формировали силы природы, другие уверены – не обошлось без вмешательства человека. Как бы то ни было, этот водный объект сыграл большую роль в истории и развитии города. И в сердцах многих горожан он оставил глубокий след, ведь когда-то он был центром притяжения и местом встреч и романтических свиданий.

Сельский уют и натиск высоток. В Барнауле вспомнили про очередной район для реновации

Обновленную версию проекта планировки большого квартала вдоль улицы Промышленной скоро вынесут на суд общественности. Как он выглядит сейчас, смотрите в фоторепортаже "Толка"

Вплоть до 1985 года, когда в Барнауле построили новенькое здание (ныне снесенное) Речного вокзала, водные ворота города с пристанью располагались на берегу Ковша. Здесь стоял деревянный Речной вокзал, где базировалось Управление речного порта и популярный ресторан "Волна".

Тогда Ковш был важным стратегическим объектом доступной и удобной на тот момент транспортной артерии – реки Обь. Он принимал десятки пассажирских и грузовых судов. Сначала по нему ходили пароходы и небольшие суденышки, а потом – большие грузовые баржи и теплоходы. Для удобства транспортировки грузов в 1950-х по улице Промышленной от пристани проложили железнодорожные рельсы.

Появление здания Речного вокзала стало началом заката пристани на берегу Ковша. Водные ворота переехали на берег широкой Оби. Тем временем грузовой порт вместе с его зданиями, кранами и прочим остался на прежнем месте. Вместе с ним остались старинные здания и частные домики, которыми застроена улица Промышленная. Здесь, как и во многих тихих и самобытных уголках Барнаула, сформировалась особая атмосфера.

Окрестности Барнаульского ковша
Окрестности Барнаульского ковша
Фото: Олег Укладов

Высотка за высоткой

В новое время берег Барнаульского ковша настигла высотная застройка. Бум пришелся на 2010-е годы. Сначала со стороны нового "речного" выросли три свечки ЖК "Аквамарин", после этого ЖК на улице Приречной, в 2020-м к ним добавился большой многоквартирник на улице Промышленной, 4, а недавно здесь сдали ЖК "Родные берега", возведенный строительной организацией, связанной с компанией "Жилищная инициатива" Юрия Гатилова.

В Барнауле приостановили застройку у Оби из-за призрачного островного проекта

В краевой столице кристаллизовалась перспективная локация для развития города – не в далеких спальных районах, а в историческом центре. Но работа предстоит крайне сложная

Причем застройщик решил пойти дальше и в начале текущего года презентовал еще один дом по соседству – на улице Промышленной, 10. Он вошел в проект планировки большого микрорайона в 27,5 га с частным сектором и ветхими домами для будущей реновации. "Толк" не раз писал об этом. Его территория ограничена переулком Некрасова, улицами Анатолия, Никитина, проспектом Комсомольским, улицами Ползунова, Промышленной и акваторией Оби в районе Ковша.

Проект планировки разработали по заданию "ЖИ" в компании "Планета". Недавно разработчики подготовили его обновленную версию. Как пояснил нашему изданию девелопер, она не содержит принципиальных изменений по сравнению с уже известной. Документ лишь привели "в соответствие" с учетом проекта нового ЖК на улице Промышленной. В начале июля проект планировки вынесли на общественные обсуждения.

Напомним, комплексный документ отражает концепцию развития большого микрорайона, чем впоследствии смогут пользоваться застройщики, чтобы "с умом" развивать участки прибрежной зоны центра Барнаула, а не сажать концептуально не связанные друг с другом строительные объекты. Эксперты уверены, что такой подход пойдет архитектурному облику города на пользу.

Вид на новостройки с берега Ковша
Вид на новостройки с берега Ковша
Фото: Олег Укладов

Что касается самого проекта планировки, то он предполагает размещение 17 многоквартирных домов высотой до 25 этажей, возведение детского сада на 320 мест, реконструкцию существующей школы № 1 со спортивным ядром, возведение объектов административно-делового назначения, гаражей-стоянок и подземных паркингов, закладку зеленых зон для отдыха горожан и многое другое. Строительство планируется двухэтапное.

Исчезновение артефактов прошлого

Но это все ждет прибрежный район с богатой историей в отдаленном будущем. Участки для застройки еще нужно сформировать, а это требует времени и финансов, ведь предполагаемый для реновации микрорайон застроен, а это значит, что инвесторам нужно еще договориться с собственниками земли.

Поток обетованный: как выглядит и чем живет ветхий район Барнаула перед реновацией

Более сотни земельных участков барнаульского Потока хотят отдать под застройку нового формата. Очередной шаг к реновации планируют сделать уже в этом году

Пока же здесь намерены построить продолжение ЖК "Родные берега". И застройщик уже постепенно готовится к реализации проекта на берегу Барнаульского ковша. Тем временем этот берег уже кардинально меняется. В частности, рельеф – объект начали местами выравнивать.

Как отметил историк и краевед Данил Дегтярев, отсюда исчезли здания грузового порта с кранами и остатки старой пристани, железнодорожные пути демонтированы. Со стороны улицы Промышленной остались только лестница, ведущая к водной глади Ковша, и первая электростанция Барнаула, являющаяся памятником архитектуры. Юрий Гатилов планировал отреставрировать старинное здание.

"Я не вижу ничего плохого в том, что исчез грузовой порт. Он был не самой великой ценностью. А вот сам Ковш засыпать не надо. Я уверен, что эта идея ошибочна. Да и строить высотные дома вдоль водного объекта тоже не самая лучшая идея. Они закрывают вид на реку и могут препятствовать движению свежего речного воздуха в город", – заметил собеседник "Толка".

Окрестности Барнаульского ковша. Ул. Промышленная
Окрестности Барнаульского ковша. Ул. Промышленная
Фото: Олег Укладов

Отметим, что Барнаульский ковш планировали засыпать для формирования участка под застройку. Однако с 2022 года проект стоит на паузе.

Частный дом в конце тоннеля. Где бы мог пройти автокоридор под ж/д путями в Барнауле

Фотокорреспондент "Толка" прогулялся по району Осипенко, через который гипотетически могут проложить тоннель под железной дорогой

Новости партнеров
Новости партнеров

Лента новостей