В рамках обсуждения поправок в генплан Барнаула эксперты решили, что Ковш не перспективен для размещения объектов водного транспорта, а значит, его можно засыпать и застроить
В рамках очередных обсуждений поправок в генплан краевой столицы эксперты обсудили будущую судьбу барнаульского Ковша. Заседание состоялось в мэрии 16 февраля и было посвящено развитию водного транспорта в городе. С докладом по видеосвязи выступил разработчик новой версии генплана замгендиректора компании "Гипрогор" Сергей Бычков (Санкт-Петербург).
Власти города рассказали, что в основании Ковша когда-то была база судов, но сейчас ее нет. Зато есть планы местных застройщиков засыпать Барнаульский ковш, а на искусственном участке возвести новый жилой микрорайон.
По предварительным подсчетам, здесь предлагают разместить порядка 20 жилых домов в 10-25 этажей, два детсада, две четырехэтажные школы, поликлинику, три многоуровневых паркинга, спорткомплекс с причалом, скверы и природный парк (из имеющихся зеленых массивов на полуострове Побочень) с выходом к реке.
На акваторию уже зашла компания "Генподряд" (победитель аукциона), чтобы намыть искусственный участок в 2 га для дальнейшей застройки. Также с идеей создания более масштабной площадки (до ул. Промышленной, 10) выступал собственник "Жилищной инициативы" Юрий Гатилов.
Вопрос на засыпку
На заседании участники заявили о необходимости восстановить утраченный причал у элеватора для возобновления водно-транспортных перевозок зерна. Здесь существует изношенная причальная стенка, есть возможность подхода барж и засыпки грузов. В перспективе можно наладить и транспортировку масел – краевые власти уже ведут переговоры с Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецким автономным округом.
А вот от основания Ковша акваторию можно засыпать, и это никак не помешает развитию речного транспорта, пришли к выводу эксперты. Есть только два нюанса.
Первый – на ул. Дамба берега Оби, 18 (у основания Ковша со стороны полуострова Побочень) существует ремонтная база судов, которую необходимо сохранить.
"Территория Ковша сегодня не используется для речного судоходства. Создание искусственного земельного участка не препятствует дальнейшему функционированию вашей ремонтной базы? Или вам необходим доступ к базе с воды?" – уточнил председатель комитета по строительству, архитектуре и развитию Барнаула Антон Воробьев.
На это начальник филиала ФБУ "Администрация обского бассейна внутренних водных путей" Александр Чуприн ответил, что с этой стороны Ковш уже небезопасен для судов. Здесь есть строительный мусор и активно ведется жилая застройка.
Он только высказал пожелание, чтобы их площадка сменила функциональную зону на транспортную, потому что сейчас в генплане она попала в территорию жилой застройки. Также он не хотел бы, чтобы рядом появились слишком высокие здания – в 20-30 этажей.
"Интересы нашего речного транспорта от причальной стенки элеватора. Это то, что может принести пользу. Интересы города – до этой причальной стенки развивать жилую высотную застройку. Водный транспорт это устраивает, если не будет продолжаться дальше экспансия и выдавливание ремонтных баз", – отметил Чуприн.
Второй нюанс озвучил гендиректор Барнаульского речного порта Александр Крук. Он пояснил, что в Ковше расположен старый пассажирский речной порт (в районе пересечения ул. Промышленной и Пушкина), и его тоже желательно сохранить.
"Там находится территория барнаульского технического участка. Мы там отстаивались раньше, это был запасной пункт. Нам надо, чтобы он остался действующим", – высказался Крук.
Развитие территории
В результате члены рабочей группы обещали собрать рекомендации по всем этим вопросам, исходя из пожеланий речников и разработанных концепций местных застройщиков, чтобы отобразить в генплане будущее развитие этой акватории/территории.
"Мы на ней видим и социальные объекты, потому что в центральной части у нас есть нехватка школ и детсадов. И если мы сможем развивать данную территорию, не ущемляя права речников, это вообще будет идеально", – высказался вице-мэр Барнаула Андрей Федоров.
Он также отметил, что застройщики сейчас проходят федеральную экспертизу для создания искусственного участка. Но в новой версии генплана территории уже отнесли к зоне, соответствующей для высотной застройки.
А Бычков пояснил, что пока не будет положительного заключения экспертизы, такое функциональное назначение этой земли согласовать не удастся.
"Мы получили замечание от минэко, что залезли на водную территорию. Есть письмо Министерства природных ресурсов Алтайского края от 13 ноября 2022 года, где они не дали положительное заключение на организацию гидротехнических сооружений и засыпку этой территории. Сейчас у нас функциональная зона перекрывает водную поверхность, но обоснования для этого отсутствуют. Должны быть сделаны какие-то дальнейшие шаги застройщиками для согласования этих решений", – поясняют авторы генплана.
Любопытно, что ранее само минприроды и заключило договор с подрядчиком на засыпку части Ковша с целью создания искусственного участка, пригодного для строительства многофункционального жилого комплекса.