Алтайские педагоги рассказали о плюсах и минусах пятидневки в школах
Образовательное сообщество к началу нового учебного года активно обсуждает инициативу главы Совета Федерации Валентины Матвиенко о переходе на пятидневную учебную неделю. Кто-то видит плюсы в дополнительном выходном дне, а кто-то опасается, что это скажется на качестве образования и на без того небольшой заработной плате педагогов. "Толк" собрал мнения директоров образовательных учреждений региона.
"И так низкая зарплата"Руководитель барнаульской школы №132 Инна Борисенко отмечает, что ей четкого указания от властей о переводе на пятидневную учебную неделю не поступало. При этом, говорит педагог, образовательные организации вправе сами принимать решение, делать ли субботу выходным днем.
"Совместно с коллективом школы и родителями учеников мы решили оставить прежний формат работы. Возможность перейти на пятидневную рабочую неделю у нас была и раньше. Этот вопрос мы обсуждали и пришли к выводу, что не вправе лишать детей возможности получать качественное образование", – прокомментировала директор.
С переходом на пятидневку придется сократить образовательную программу, говорит Борисенко. А у детей важные выпускные экзамены, да и требования к знаниям становятся все выше.
Зачем родители будут тратить деньги на репетиторов, если есть возможность дать среднее образование детям за бюджетные средства?" – считает руководитель школы.
Директор добавила, что фонд оплаты труда учителей рассчитан пропорционально уроко-часам. Субботний отдых, естественно, повлияет на их и без того небольшой заработок.
"Чтобы хоть как-то выжить и прокормить семьи, педагоги вынуждены работать на 1,5–2 ставки. Переход на пятидневку – это потеря в заработной плате. Почему данный вопрос возник именно сейчас? Возможно, есть необходимость сэкономить бюджетные средства, урезав фонд оплаты труда?" – задумывается Инна Борисенко.
"Отдых не помешает"Председатель Алтайской краевой организации профсоюза работников народного образования и науки Юрий Абдуллаев подтвердил, что переход на пятидневку может повлиять на уровень заработной платы отдельных учителей. Но, по его мнению, это влияние "незначительное". С его слов, многие педагоги готовы потерять немного в доходах, но при этом иметь два выходных дня вместо одного.
С ним согласна и педагог одной из школ. На правах анонимности она сообщила "Толку", что в субботу, как и большинству людей других профессий, учителям хотелось бы отдохнуть. Да и дети, если грамотно распределить нагрузку, не потеряют в качестве образовательного процесса.
"Лично я считаю, что в образовательной программе есть совершенно не нужные предметы. Например, второй иностранный. Также можно было бы объединить "Родной русский язык" и "Родную литературу", – поделилась педагог.
Упомянутые предметы сделали факультативными в новом ФГОС. Вся страна перейдет на новые стандарты в 2022 году.
Убрав все лишнее, мы сможем перейти на пятидневку, что пойдет на пользу и школьникам, которым жутко не хочется идти в школу, когда родители отдыхают, и учителям. За воскресенье педагоги тоже не успевают отдохнуть и подготовиться к новой рабочей неделе", – отметила учитель.
"Решать нужно сообща"Экс-министр образования Алтайского края Максим Костенко ранее заявил, что ряд школ могут приступить к переходу на новые образовательные стандарты уже в 2021 году. В том числе они вправе убрать из программы второй иностранный, родные язык и литературу и ввести пятидневку.
Директора барнаульских школ отмечают, что пока не приняли на этот счет окончательного решения. Руководитель СОШ №59 Дмитрий Ясафов сказал, что будет обсуждать этот вопрос "только совместно с педагогами и родителями". С ним солидарен директор 42-й гимназии Иван Гребенкин: решение он примет к началу нового учебного года.
Директор школы №2 села Кытманово Людмила Сафрошкина рассказала, что учебное заведение много лет работало в режиме пятидневки. Отказаться от нее пришлось после того, как были введены дополнительные предметы. Возврат на шестидневку не порадовал ни педагогов, ни родителей, ни учеников.
"Мы решили попробовать вернуться к пятидневке, но с условием, что откажемся от необязательных предметов. Но окончательное решение зависит от согласия родителей", – уточнила директор сельской базовой школы.
Работники образования региона отмечают, что постоянные переходы на новые стандарты отнимают у них массу сил и времени, а кроме того, пожирают бюджетные деньги. Ведь с каждым новым ФГОСом приходится частично или полностью менять учебники.