"Бионический" терминал: что известно о проекте нового аэропорта в Барнауле
Новый терминал для воздушной гавани построят в столице Алтайского края. Его площадь составит почти 10 тыс. кв. метров, а пропускная способность, по расчетным прогнозам, достигнет 1 млн пассажиров в год. Сегодня, 14 ноября, пройдет торжественная церемония закладки символического камня, с которой стартует масштабная стройка. Каким будет аэровокзальный комплекс, кто и за какое время его возведет и сколько денег уйдет на новый инфраструктурный объект? "Толк" собрал воедино все, что известно об амбициозном проекте. Подробности – в нашем материале.
Новый, трехэтажный, "бионический"Здание нового терминала барнаульского аэропорта будет трехэтажным. Оно рассчитано на пропускную способность в 600 пассажиров в час, или около 1 млн человек в год. Комплекс запроектировали рядом с перроном в юго-восточной части воздушной гавани. Планируется, что между ним и пассажирской платформой появится аванперрон с сервисной дорогой, зонами посадки/высадки в автобусы и зоной для размещения спецтехники.
По словам главного эксперта проекта Аллы Клюевой, привокзальную площадь тоже благоустроят. Ее оборудуют скамейками в зоне отдыха, автоматическими шлагбаумами, оградят участок чистой зоны, высадят газоны, установят освещение и обустроят парковочные места.
Площадь застройки аэровокзального комплекса составит 4 353 кв. метра, его общий размер (куда входят не только надземные уровни, но и подземный этаж) – 9 788 кв. метров. Площадь обновленной привокзальной площади – 9 692 кв. метра.
Судя по визуализации проекта будущего терминала, это будет красивое современное здание обтекаемой формы. Фасады хотят выполнить в светлых тонах. Общая концепция комплекса отражена в проектной документации. В ней сказано, что его образ сформирован идеей движения космического тела по орбите.
Например, "контрастные ребра" здания выделят цветовой подсветкой. Она должна подчеркнуть "бионическую форму" строения, которая олицетворяет траектории полета космического корабля. А витражное остекление в навесном вентилируемом фасаде должно создать "визуально легкий" образ здания. Формы световых проемов должны вызвать ассоциации с "высокотехнологичными решениями космической индустрии".
Кровля здания будет плоской с уклонами для талых вод. Для ее изготовления используют полимерные рулонные материалы. Над центральным пространством (атриумом) здания в кровле предусмотрен световой фонарь.
"Все общественные зоны с постоянным пребыванием людей имеют естественное освещение. Освещение общественных пространств осуществляется через светопрозрачные конструкции в фасадах здания. В зону ожидания вылета дневной свет попадает через остекление со стороны перронного и боковых фасадов", – сказано в документации.
Тендер, деньги, два претендентаАукцион на возведение нового терминала воздушной гавани выиграла московская группа компаний "МСУ-1". ГК является генподрядчиком реконструкции международного аэропорта Архангельска в поселке Талаги. Согласно открытой информации, среди заказчиков компании значатся ФКУ "Ространсмодернизация" и ППК "Единый заказчик". Только за 2021 год ее выручка составила 56,2 млрд рублей.
Тендер на строительство барнаульского объекта разыграли осенью этого года. Известно, что в нем приняли участие два претендента. Один из них не прошел конкурсный отбор, так как подал заявку с опозданием.
Цена контракта составила 6,4 млрд рублей при изначальной стоимости работ в 6,5 млрд рублей. Еще в сентябре подрядчик подписал с авиапредприятием "Алтай" (входит в холдинг "Новапорт") договор на реализацию проекта.
Любопытно, что торги должны были пройти еще в августе. Но их сроки перенесли. Вместе с датой окончания сбора заявок изменилась и стоимость контракта. Изначально на строительство предполагалось потратить 4,5 млрд рублей. Однако по объективным причинам стоимость выросла на 2 млрд рублей.
В минтрансе финансовые метаморфозы объяснили изменениями коммерческой сметы, которая учитывает стоимость объектов-аналогов с применением коэффициентов, коммерческие предложения от поставщиков материалов, оборудования и т. д. Кроме того, был проведен свежий мониторинг рынка. В итоге контракт подорожал до 6,5 млрд рублей. После торгов он "похудел", но ненамного.
Как стройка отразится на пассажирахЕще в сентябре этого года в минтрансе Алтайского края заверили, что стройка не остановит авиасообщение, поэтому воздушная гавань будет работать в штатном режиме. Тем не менее пассажиров ждут небольшие изменения. Так, в связи с началом подготовки к возведению объекта изменилась схема обслуживания прибывающих пассажиров. С 6 октября для них ограничили доступ в павильон прибытия, сказано на официальном сайте барнаульского аэропорта. Обслуживание пассажиров прибывающих рейсов перенесли в его основное здание.
"В настоящий момент проводятся работы по строительству временного терминала прибытия, в котором будет осуществляться дальнейшее обслуживание прилетающих граждан на весь период реконструкции", – заявили в краевом минтрансе еще в начале октября этого года.
Пока идет строительство нового павильона прилета, пассажиров всех прибывающих рейсов внутренних воздушных линий будут принимать в международном секторе аэровокзала.
А еще изменилась схема организации движения на привокзальной площади. В связи с закрытием зала прилета подъезд автотранспорта к нему также ограничили.
Отметим, что действующий аэропорт обслуживал в 2022-м 628 тысяч пассажиров. Как рассказали "Толку" в минтрансе, в уходящем году рост пассажиропотока составил порядка 16%. Если динамика сохранится, то этот показатель превысит значения прошлого года, заметили в ведомстве. Начало строительстваВозведение объекта планируют начать уже в этом году. Установка символического камня, скорее всего, и даст старт предстоящим работам. Подрядчик должен закончить их в 2025 году. На сегодняшний день анонсировано, что уже в 2024-м компания завершит обустройство кровли будущего здания.
29 сентября представители правительства Алтайского края и подрядчик осмотрели площадку для будущего строительства. Тогда на месте, где вырастит новый комплекс, прошло первое установочное совещание по организации строительно-монтажных работ на объекте.
"В настоящий момент ведутся работы по мобилизации генерального подрядчика на объекте", – заявили тогда краевые власти.
О том, с чего начнется строительство нового терминала, читайте в ближайшее время в ленте "Толка".
Мы же напомним, что соглашение о реализации масштабного инвестиционного проекта губернатор Виктор Томенко и гендиректор холдинга "Новапорт" Сергей Рудаков подписали в марте этого года. Компания возведет большой и современный терминал, после чего регион построит новую взлетно-посадочную полосу.