Автодорожное цунами. Какие транспортные события захлестнули Барнаул в 2023 году
Мост на Новом рынке, строительство развязки на Змеиногорском тракте, дороги, трамваи, автобусы и многое другое. Уходящий год отметился не только инфраструктурными приобретениями, но и стартом больших проектов, влияющих на жизнь краевой столицы и региона в целом. Каким его запомнят дорожники и сами жители Алтайского края и Барнаула, читайте в нашем рейтинге незабываемых и поворотных моментов в дорожной и транспортной сферах региона.
Мост "животворящий"Первым в топ вошел самый ожидаемый в этом году барнаульский объект – мост на проспекте Ленина. За его строительством следил весь город. Люди гадали: успеет подрядчик (тендер на реконструкцию выиграла компания "Барнаульское ДСУ-4") в срок или нет. 30 ноября путепровод открыли для движения. Эмоции не скрывали ни барнаульцы, ни рабочие. Собравшиеся на официальную церемонию открытия гости радостно приветствовали на мосту первые машины.
Отметим, что реконструкция путепровода буквально перевернула жизнь в городе. Так, вместе с новым мостом в Барнаул пришли выделенки. Их внедрили, чтобы обеспечить бесперебойную работу общественного транспорта на время строительства. По отзывам пассажиров и оценке городских властей, эксперимент прошел удачно. В итоге нововведение оставили. Выделенные полосы для автобусов продолжают действовать на проспектах Ленина и Строителей, а их аналог для трамваев – на улицах Челюскинцев и Советской Армии.
Кстати, выделенки стали одним из первых шагов по внедрению Комплексной схемы организации транспортного обслуживания населения (КСОТО). В нее также вошел ряд других мер. В частности, в городе будет открыто новое муниципальное транспортное предприятие. Для него уже закупили 41 автобус большой вместимости. Наряду с этим в 2023 году мэрия Барнаула заключила с рядом пассажироперевозящих предприятий долгосрочные контракты. Одним из основных условий для их выполнения стало обновление подвижного состава.
"Гордиев узел" БарнаулаВторым в рейтинге, но не по значимости стоит транспортная развязка на Змеиногорском тракте. Ее начали строить весной этого года.
Развязку можно смело назвать связующим звеном краевого масштаба. Во-первых, дорожный объект откроет широкий путь для транспорта в отдаленные части города. В их числе поселок Южный с его зеленым кварталом строящихся высоток, огромные микрорайоны новостроек и промышленная зона Индустриального района.
Во-вторых, развязка обеспечит бесперебойную транспортную связь, став широкими воротами для главных федеральных и региональных трасс Алтайского края. Начиная со следующего года машины, автобусы, грузовики и спецтранспорт больше не будут толкаться в пробках "бутылочного" горлышка на Змеиногорском тракте.
Заказчиком строительства нового объекта выступил региональный минтранс. Развязка будет трехуровневой. Первый уровень проляжет под землей в виде просторного полутоннеля, ведущего из центра Барнаула к его выезду (в районе придорожного кафе "У Григорича"). Второй обустроят на уровне существующих дорог, дополнив широким перекрестком с круговым движением. Третий уровень возведут в виде металлической эстакады, изогнутая дуга которой соединит шоссе Ленточный Бор с трассой А-322.
Важно, что развязка стала вторым объектом (первый – это мост на Новом рынке), который строят с использованием нового механизма финансирования – инфраструктурного бюджетного кредита. Его дали Алтайскому краю для развития дорожно-транспортной сферы. На развязку будет потрачено 2,9 млрд рублей. Строительством занимается компания "РСК". Как не раз сообщали подрядчик и заказчик, работы ведутся в графике и уже в ноябре 2024 года она будет введена в эксплуатацию.
Параллельно велась работа над другой, не менее важной развязкой – на улице Власихинской. Минтрас края сообщил, что проект для реализации объекта готов и прошел государственную экспертизу. Осталось найти деньги и приступить к строительству. Согласно замыслу авторов проекта, здесь планируется двухуровневая развязка с эстакадой, съездами и новыми светофорами. Объект обеспечит бесперебойный доступ транспорта из спальных районов и промзоны к въезду в Барнаул и обратно. Камень для воздушной гаваниГоворя о транспортных итогах года, нельзя не упомянуть новый аэровокзальный комплекс внутренних воздушных линий барнаульского аэропорта имени Германа Титова. Символический камень в его основание заложили в середине ноября. К тому времени уже начался снос прежнего здания прилета. На его месте и вырастет футуристический современный комплекс.
Здание нового терминала будет трехэтажным. Оно рассчитано на пропускную способность в 600 пассажиров в час, или около 1 млн человек в год. Площадь застройки составит 4 353 кв. метра, его общий размер (куда входят не только надземные уровни, но и подземный этаж) – 9 788 кв. метров.
Также планируется благоустроить привокзальную площадь, которую оборудуют скамейками в зоне отдыха, автоматическими шлагбаумами. Специалисты оградят участок чистой зоны, высадят газоны, установят освещение и обустроят парковочные места.
Аукцион на возведение нового терминала воздушной гавани выиграла московская группа компаний "МСУ-1". Цена контракта составила 6,4 млрд рублей. Новый терминал планируют построить и ввести в эксплуатацию в июле 2025 года.
Рубиново-красные шаттлыА еще скоро по Барнаулу поедут красивые и современные трамваи с рубиново-красными кузовами из композитных материалов. В депо №3 Горэлектротранса они прибыли прямиком из Белоруссии. Пассажиры с нетерпением ждут, когда их пустят по маршрутам №1 и 7.
Как уже отмечал минтранс региона, их не смогут вывести на линию, пока не будут улажены бюрократические процедуры. Кроме того, нужно дождаться всех комплектующих и ремкомплектов, а также обучить вагоновожатых. Новые трамваи хоть и не сильно отличаются от своих старших "коллег" по депо, тем не менее имеют ряд особенностей, с которыми нужно познакомиться перед рейсом. Благо, транспортное предприятие имеет лицензию на переобучение водителей.
В министерстве транспорта обещали выпустить новые трамваи в декабре 2023-го. Не исключено, что красивые вагоны с обтекаемым кузовом станут новогодним подарком горожанам в уходящем году.
Мы же напомним: низкопольные трамваи модели 802Е приспособлены для эксплуатации в суровых сибирских условиях. Они выдерживают температуру от -40 до +40 градусов. Каждый трамвай развивает скорость до 65 километров в час. В салонах установлена система пожаротушения, а место кондуктора имеет индивидуальный обогрев. Контракт на поставку новых трамваев в Барнаул был заключен с предприятием BKM Holding ("Белкоммунмаш") в прошлом году. Общая сумма закупки составила 716,4 млн рублей.
Китайские и русские "лошадки"Перемены коснулись и общественного транспорта. Так, в этом году автопарки обновили два барнаульских перевозчика – компании "Евробус-плюс" и "СолГри". Новые автобусы китайского производителя Yutong уже ездят по дорогам столицы края. Первые два "китайца" выехали на маршруты № 35 и 53 в июле этого года. В них предприятие инвестировало порядка 45 млн рублей. Еще два автобуса появились на дорогах Барнаула в сентябре – на маршрутах №55 и №60. В них было вложено около 21 млн рублей.
Все автобусы отличаются современной технической "начинкой". Они низкопольные, удобные и оснащены системами кондиционирования, отопления и видеонаблюдения. А еще благодаря пневматической подвеске машины плавно ездят и ими удобно управлять.
А уже 12 декабря в Барнаул приехали первые семь автобусов из большой партии в 65 единиц, закупленных для Алтайского края. Напомним, новый подвижной состав приобрели по поручению президента России на обновление пассажирского транспорта. Купили их за счет средств специального казначейского кредита в размере 800 млн рублей в рамках национального проекта "Безопасные качественные дороги". Предполагается, что все автобусы поставят до второго квартала 2024 года
При этом 684,7 млн рублей потратили на 41 низкопольный автобус большой вместимости марки НЕФАЗ для нового муниципального транспортного предприятия Барнаула на базе Горэлектротранса. Еще 24 единицы купили для малых городов края. Их планируют пустить по региональным маршрутам, в том числе в Заринске, Каменском и Локтевском районах.
Кроме того, в декабре муниципалитетам передали очередную партию новых школьных автобусов. 38 единиц автотехники отправились в 16 районов: Алейский, Баевский, Бийский, Залесовский, муниципальный округ Зональный, Калманский, Каменский, Краснощековский, Павловский, Первомайский, Поспелихинский, Родинский, Романовский, Рубцовский, Третьяковский и Шипуновский. Еще 11 автобусов из этой партии передали в отдаленные муниципалитеты чуть раньше.
"Здоровые" трассы регионаНовых дорог тоже стало больше. В прошлом году в развитие дорожной сети Алтайского края было инвестировано 23 млрд рублей. Часть средств – более 5 млрд рублей – было потрачено в рамках национального проекта "Безопасные и качественные дороги". Такие итоги недавно подвели в краевом министерстве транспорта нашего региона.
Только в ходе реализации нацпроекта в крае обновили свыше 500 км дорог, сообщил глава минтранса во время итогового совещания. Изменения коснулись инфраструктурных объектов региональной сети, а также Барнаула, Бийска и Новоалтайска. Вдобавок на эти деньги в столице края внедрили интеллектуальную транспортную систему.
В регионе обновили 131 дорожный объект опорной сети: Змеиногорск – Рубцовск – Волчиха – Михайловское – Кулунда – Бурла, граница Новосибирской области, Алтай – Кузбасс, Павловск – Камень-на-Оби – граница Новосибирской области, а также Крутиха – Панкрушиха – Хабары – Славгород – граница Республики Казахстан и другие.
В Барнауле стали ровнее и удобнее дороги по улицам Малахова, Гридасова, Звездной, Просторной, Радужной, проспекту Космонавтов, 9-му Заводскому проезду и т.д. Ведутся работы на улице 65 лет Победы. К 2024 году здесь планируют проложить 700 метров дорожного полотна от улицы Сергея Семенова до Павловского тракта. Всего же в этом году привели в порядок участки сети на 12 улицах.
Что касается следующего года, то финансирование ремонта, строительства и приведения к нормативу дорог Алтайского края продолжится в не меньших объемах.
Кусачие ценыЕще одной новостью этого года стали тарифы. В ряде городов Алтайского края они поползли вверх. Так, с начала года выросли цены на проезд в Барнауле (30 рублей, по тарифу "Электронный кошелек" – 26 рублей), Бийске (до 35 рублей по общественно значимым маршрутам, 28 рублей – по городским), Новоалтайске (до 30 рублей), Рубцовске (до 30 рублей), Камне-на-Оби (до 30 рублей).
Причем на 5 рублей подорожал проезд на междугородных автобусах, курсирующих между Барнаулом и Новоалтайском. Уехать из его центра в столицу края можно за 55 рублей. Для жителей "соседей" города-спутника (Белоярска и Укладочного) проезд вырос на 15 рублей – до 65 рублей за поездку.
Отметим, что рост цен на этом не закончился. К концу ноября стоимость проезда в том же Рубцовске увеличилась еще раз: до 35 рублей в маршрутках и до 30 рублей в троллейбусах. Рост стоимости билетов ждет и Барнаул. Перевозчики обратились с соответствующим предложением в администрацию города. Причем предприятия, осуществляющие пассажирские перевозки по нерегулируемым тарифам, уже развесили в маршрутках объявления о повышении стоимости поездки до 35 рублей.
Между тем вопрос еще не решен и будет дополнительно рассматриваться городскими властями. Перевозчиков с нерегулируемыми тарифами также попросили не торопиться и "не принимать решение об изменении платы за проезд до рассмотрения вопроса на городском координационном совете по ценообразованию", отметили в горадминистрации.
Как бы то ни было, в целом дорожно-транспортная отрасль Алтайского края завершает этот год в плюсе. И есть все предпосылки для того, чтобы надеяться на не менее впечатляющий результат в следующем.