Толк новости
Общество |

Антимасочники в такси. Как выйти победителем из конфликта

И водители, и пассажиры такси жалуются друг на друга в приложениях для заказов из-за отсутствия масок. Но решить ситуацию можно проще - отказаться от поездки
Читать в полной версии ➔

17 ноября в Барнауле произошел очередной "масочный" скандал, на этот раз в такси: попытка водителя приструнить пассажирку-антимасочницу закончилась тем, что женщина ударила его по лицу. Бывают и обратные ситуации, когда пассажиры жалуются на отсутствие маски у водителя. "Толк" выяснил, почему такси не является общественным транспортом, но масочный режим на него распространяется.

"Маски закончились"

Жительница Барнаула Анна Ларионова обратилась в "Толк" с жалобой на то, что водители такси, которые приезжают по ее заказам, в подавляющем числе случаев ездят без масок.  

"Сначала я писала жалобы в службу поддержки. Затем ставила двойки в приложении. Потом уже начала спрашивать: "Почему вы без маски?" Одни говорят, что она с них спадает. Другие – что маска есть, но в кармане. Если настолько тяжело, хотя бы смотрели на пассажиров. Есть те, кому плевать, они маски не носят – с такими и ездили бы, как хотят. А если на пассажире маска, можно потрудиться и надеть тоже!" – считает женщина.

 

Служба поддержки на жалобы Анны присылает одинаковые ответы о том, что у водителя могли закончиться маски и что его поставят на контроль. На этом все.

"Однажды дали скидку, когда я жаловалась не только на маску, но и на неисправное детское кресло. То есть это для них важнее! Мне непонятно, почему сервис говорит пассажирам в обязательном порядке находиться в маске, но водители этим правилам не подчиняются. Больше всего возмущает то, что за детский тариф они берут денег больше, но при этом ответственнее к вопросу не относятся! Получается, что функция отзывов создана исключительно ради галочки, ибо ничего не меняется", – возмущается пассажирка.

"Любая сторона вправе отказаться от поездки"

В "Яндекс.Такси" сообщили "Толку", что по требованию Роспотребнадзора масочный режим обязаны соблюдать как пассажиры, так и водители. Служба регулярно информирует таксопарки о необходимости соблюдения мер безопасности. Предупреждают об этом и пассажиров. И перевозчик, и пользователь вправе отказаться от поездки до ее начала из-за отсутствия маски на ком-либо из них.

"В случае отказа надеть маску любой из сторон мы рекомендуем отменять заказ и обращаться в службу поддержки, чтобы восстановить активность в системе (касается водителя) или компенсировать средства (касается пассажира). И водитель, и пользователь могут оценить поездку и указать на отсутствие маски", – ответили в пресс-службе сервиса.

Водители "Яндекс.Такси" бесплатно получают средства индивидуальной защиты в пунктах дезинфекции, которые есть и в Барнауле. В целом на закупку масок, перчаток и средств для дезинфекции из-за COVID-19 и финансовую поддержку заболевших водителей компания выделила около 600 млн рублей. Пассажирам – фотографировать, водителям – вызывать полицию

В управлении Роспотребнадзора по Алтайскому краю подтвердили "Толку", что в соответствии с указом губернатора № 77 от 8 мая 2020 года ношение масок в такси обязательно для всех граждан. Более того, главный государственный санитарный врач России в постановлении № 31 от 16 октября 2020 года также обязывает граждан страны носить маски в такси.

  

"Если водитель такси отказывается надеть маску, пассажир может пожаловаться в управление Роспотребнадзора с приложением фотографии, а также с указанием организации, предоставляющей данную услугу, и государственным регистрационным номером автомобиля. В случае отказа пассажира надеть маску водитель такси вправе отказать в предоставлении услуги и при необходимости может вызвать полицию для принятия мер административного воздействия", – сообщили в ведомстве.

Роспотребнадзор и полиция пока не проводили рейды по контролю за соблюдением масочного режима в такси.

Можно ли вести съемку в такси

Согласно ч. 4 ст. 29 Конституции РФ, каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Однако есть несколько областей, где съемка ограничена – сфера государственной, коммерческой тайны и интеллектуальной собственности, частной жизни.

"Служба такси может запретить съемку в своих правилах перевозки, но о таком запрете обязана довести до сведения пассажира. При этом суды в своей практике указывают, что осуществление фото– и видеосъемки при фиксации фактов правонарушений является допустимым способом самозащиты (ст. 14 ГК РФ) и отвечает признакам достоверности доказательств", – прокомментировал "Толку" юрист Сергей Сандаковский.

Такси – не общественный транспорт

Главная сложность в контроле такси заключается в том, что это не общественный транспорт. Заказывая поездку, пассажир просто заключает разовый публичный договор, гласит "Устав автомобильного транспорта".

  

Общественный транспорт отличается от такси тем, что он предназначен для регулярной перевозки людей и двигается по установленному маршруту с обозначенными местами остановок (п. 1.2 Постановления правительства РФ "О Правилах дорожного движения").

Однако, как отмечает юрист Сергей Сандаковский, согласно тому же "Уставу автомобильного транспорта" и до введения всеобщего масочного режима таксисты могли отказать в предоставлении перевозки в случае, если поведение пассажира могло создавать угрозу безопасности водителя.

Пассажиры в свою очередь, согласно ст. 7 закона "О защите прав потребителей", имеют право на оказание услуги, безопасной для жизни и здоровья. Поэтому даже без специальных оговорок в указах губернаторов всеобщий масочный режим распространяется и на поездки в такси.

Читать в полной версии ➔