Как митинговали жильцы аварийных домов Барнаула и о чем попросят Мишустина
24 апреля на площади Свободы в Барнауле состоялся согласованный с городскими властями митинг жителей аварийных домов. Около 20 человек собрались без плакатов и лозунгов, но поставили подписи под несколькими обращениями, в том числе адресованными председателю правительства РФ Михаилу Мишустину и главе федерального следкома Александру Бастрыкину.
5 и 7 апреля в Барнауле обрушилась кладка в двух домах – на ул. 1-й Западной, 51 и на ул. Советской Армии, 54. Жильцов экстренно эвакуировали, затем комиссии признали дома опасными для проживания – жильцы сюда больше не вернутся. Мэрия срочно ищет средства для расселения. Региональный следком возбудил уголовные дела по факту халатности чиновников, курирующих вопросы расселения аварийного жилья. Стены лопаютсяНе веря в то, что ситуацию с расселением из аварийного жилого фонда можно решить на местном уровне, жители разрушающихся домов Барнаула пишут письма в федеральные инстанции. Жить в развалюхах, говорят они, уже не просто невозможно, а опасно для жизни. Но сроки сноса послевоенных построек власти все время отодвигают.
Так, например, дом на Петра Сухова, 4 по документам должны были сравнять с землей еще в 2015 году. Но он стоит по сегодняшний день, хотя его жильцы, опасаясь погибнуть под завалами, давно разъехались кто куда.
"Те, у кого есть возможность, взяли ипотечные кредиты. Мне такой вариант с двумя маленькими детьми не по карману. Съехали на съемное жилье, воспользовавшись компенсацией из городского бюджета. За год уже переезжали дважды, и каждый переезд - это стресс. Сколько нам скитаться по чужим углам – не понятно. Вроде как снос запланирован на 2025 год, и то это все вилами на воде писано", – рассказывает жительница аварийного дома Дина Ляпина.
Она вспоминает, что жить в собственной квартире стало невозможно после того, как прорвало канализацию и все нечистоты потекли по полу. Это, по ее словам, еще страшнее, чем трещащие от старости стены.
Светлана Бухтоярова проживает на Чеглецова,11. Этот дом признали аварийным в 2014 году, хотя проблемы начались раньше – еще в конце 1990-х.
"В 1998 году стены стали разъезжаться, нас расселили, сделали стяжку. Но это ненадолго спасло от разрушения. Стены лопаются. Как дождь, так в квартирах на верхних этажах потоп. Электросчетчик, который в подъезде капает, может замкнуть в любой момент. Живем под смертью. Если под завалами не погибнем, то от пожара", – сетует женщина.
Она уточняет, что жильцам предлагали два стандартных варианта: переезд в маневренный фонд либо аренда жилья с компенсацией из городского бюджета.
"Мне уже за 70. Куда я поеду? Скитаться по чужим углам? Сегодня живешь, завтра со всем нажитым барахлом на улицу выставят. И сколько лет арендовать? Вот и сидим, пока нас нашими же потолками не раздавит", – говорит пенсионерка.
На вопрос о маневренном фонде она отвечает коротко: "Были, видели. Это же ужасно!".
Капремонт не в помощьЕе соседка Татьяна вспоминает: два года назад в ее квартире стал обваливаться потолок. В управляющей компании сказали, что денег на ремонт нет. Не помогла и прокуратура, куда обратилась женщина, так как счета на капремонт в связи с тем, что дом аварийный, оказались пусты.
Вышли на митинг и жильцы капитально отремонтированного аварийного дома на 1-ой Западной, 47А. Светлана Изотова, в квартире которой летом прошлого года обрушился потолок, рассказала, что после того, как двухэтажку обшили сайдингом, жить в ней стало еще страшнее.
"Дом в буквальном смысле "сворачивается". Первые этажи ушли на землю, так как фундамент в ходе "капремонта" не был укреплен. У нас все балки сгнившие, того и гляди рухнут. Все ходит ходуном, кругом сырость. Но пока идут суды, о расселении мы и мечтать не можем. А жить в собственных квартирах реально страшно", – уточнила Светлана.
Пришедшие на митинг люди подписали три петиции, адресованные председателю правительства РФ Михаилу Мишустину, главе региона Виктору Томенко и руководителю Следственного комитета России Александру Бастрыкину.
Федеральные и краевые власти они попросили обратить внимание на сложившуюся ситуацию с аварийным фондом в Барнауле и изыскать средства на расселение, не дожидаясь очередной беды. А главу следкома – взять на контроль уголовные дела, которые возбудили местные следователи по аварийным домам, жильцов которых пришлось экстренно эвакуировать из-за обрушений конструкций, а также по капитально отремонтированной двухэтажке на Потоке.
Вечером 24 апреля стало известно, что Александр Бастрыкин взял дела об обрушении домов в Барнауле под свой контроль.