Власти намерены вложить 5 млрд в теплоснабжение доведенного до отчаяния Ярового
На преобразование системы теплоснабжения в Яровом, которая сейчас находится в состоянии, близком к критическому, до 2025-2026 годов направят около 5 млрд рублей. О таких инвестиционных планах 29 декабря во время визита в город-курорт рассказал губернатор Виктор Томенко. Но до того времени нужно будет вложить еще сотни миллионов, чтобы действующая ТЭЦ "просто сводила концы с концами". Жители Ярового, между тем, надеются на помощь, потому что сейчас боятся катастрофы.
Крайняя степень тревоги"Жители доведены до отчаяния", – констатировала депутат горсобрания Ярового Евгения Дьячкова. Она рассказала на встрече с активом: люди боятся, что катастрофа в теплоснабжении может произойти в любой момент, особенно с наступлением морозов. Дьячкова интересовалась, есть ли план действий на такой случай.
Председатель горсобрания Галина Васильева также заявила о "высокой степени тревоги и озабоченности" и у населения, и у депутатов.
"Когда у нас случаются проблемы, край нас не оставляет. Но, наверно, мы все понимаем, что это все полумеры. Я как врач скажу: если человек заболевает раком, то до определенного времени можно, конечно, консервативные способы лечения использовать, бороться лекарствами, но для возвращения здоровья требуются радикальные меры. Эта опухоль случилась в нашем городе", – заявила Васильева.
Она сказала, что депутатам приходится отводить в глаза в сторону, когда жители требуют с них ответы на вопросы, "потому что мы сами не знаем, что будет завтра".
Что хотят сделать властиГубернатор признал, что ситуация в Яровом "прозвучала на всю Сибирь с аварийным началом отопительного сезона и продолжает оставаться болевой точкой".
Как рассказал Виктор Томенко, для решения проблемы работу будут вести по двумя направлениям — поддерживать текущую работу действующей ТЭЦ и разрабатывать новую схему теплоснабжения.
Работающая сегодня станция крайне изношена, и ее работоспособности может хватить лишь на несколько лет.
"Мы понимаем, что суть проблем кроется в техническом состоянии оборудования, в сложном финансовом положении МУПа, который занимается ее эксплуатацией, и большими непросчитанными, неспланированными расходами", – заявил Томенко.
Под последними он имеет ввиду сотни миллионов рублей, которые приходится выделять краю для спасения ТЭЦ и МУП. Только за последние два года, пока в городе действовал режим ЧС, край выделил 600 млн рублей.
По оценке губернатора, и впредь на поддержание работы ТЭЦ ежегодно будет требоваться около полумиллиарда рублей. В 2022 году придется выделить еще около 100 млн на качественные ремонты: рассматриваются варианты или ремонта котлов, или установки нового котла. Но точные цифры еще предстоит просчитать и утвердить с депутатами края.
"Мы вынуждены это делать, чтобы поддерживать хотя бы текущее состояние станции. Но нас оно не устраивает. Надо усиливать надёжность и думать: ну хорошо, ещё год, два, а дальше? Город должен жить, это одна из наших визитных карточек", – заявил губернатор.
Поэтому параллельно ведется разработка новой системы теплоснабжения. Уже объявлен конкурс на разработку технико-экономического обоснования.
"Возможно, новая система будет более экономична и самоокупаема. И возможно, тех средних тарифов, какие установились в крае, будет хватать на то, чтобы доходы покрывали расходы", – рассказал Томенко.
Он сказал, что работа эта небыстрая, но "делать ее надо", так как "даже ремонт, который тоже будет стоить несколько сот миллионов рублей, не бесконечный, а на несколько лет". Разработка обоснования, проектирование и реализация проекта может завершиться не раньше 2025-2026 годов. И именно эта работа может потребовать порядка 5 млрд рублей.
Источники финансирования, подчеркнул Томенко, здесь могут быть только государственные.
"Мы будем этим заниматься. Но потребуется консолидация всех сил, в том числе изыскательских, исследовательских, научных", – подчеркнул глава региона.
Что хотят сделать в 2022 годуПо словам и. о. главы города Николая Бачурина, нужно ремонтировать все три котла станции. "Дефектные ведомости все составлены, деньги посчитаны, суммы большие", – сказал он.
Бачурин настаивает, что по-хорошему нужно проводить ремонт сразу с полной техдокументацией и учетом предписаний Ростехнадзора. Но в этом случае возникает проблема поиска подрядчика, так как среди местных есть только те, кто "хорошо делает железно", но документальное сопровождение обеспечить не может. "А сроки горят уже сейчас", – сказал Бачурин.
Еще один из рассматриваемых вариантов — установка нового котла, для него и ячейку нужную на ТЭЦ нашли, рассказал директор МУПа Сергей Белоуско. Это решение позволило бы значительно усилить надежность ТЭЦ. Весь вопрос — в финансировании.
Также, рассказал Бачурин, есть решение суда о замене теплотрасс, планируется отремонтировать 10 участков теплосетей протяженностью 2,5 км. "Это нужно делать, так как мы боимся, что если котлы поменяем, теплосети не выдержат”, – отметил и. о. главы.
"Такое наследство"Причины плачевной ситуации в Яровом первоначально кроются в том, что мощность станции на сегодня чрезвычайно избыточна для потребностей города. ТЭЦ строилась при "Алтайхимпроме", который и выступал ее основным потребителем. Сейчас для производства такие объемы тепла и пара не нужны, и станция работает "вхолостую", потому что иначе технологически не может.
Никакие тарифы покрыть ее расходы не в состоянии. Но в текущем году яровчанам повысили тариф на 40%, чтобы хоть как-то поддержать финансовое состояние МУПа, эксплуатирующего ТЭЦ и погрязшего в долгах.
Однако люди стонут от таких тарифов. "Мы их не тянем, – сказала депутат горсобрания Галина Волченко. – Нам они так тяжелы, эти тарифы, которые подняли на 40%. Если они станут еще выше, то будет большое недовольство со стороны жителей, избирателей".
Спасти МУППо словам и. о. главы города Николая Бачурина, банкротство МУП — одна из важнейших проблем:
"Мы считаем, что допустить его нельзя. Это создаст нехорошие условия для прохождения текущего отопительного сезона и будущего тоже".
Однако, по его словам, нужны большие суммы для погашения задолженности. Виктор Томенко сказал, что будут вестись переговоры с кредиторами, однако подробно не разъяснил, на какой предмет — реструктуризации долгов или их выплаты.
Из ряда вонСам губернатор назвал ситуацию в городе-курорте из ряда вон выходящей.
"Сибирский город в 400 км от столицы края накануне новогодних праздников остался обезглавлен. Учитывая и все обстоятельства, и состояние инфраструктуры, тяжелое, прямо скажем, аварийное вхождение в сезон заставляют нас обратить пристальное внимание на всё, что здесь происходит", – так он сказал на встрече с активом.
Накануне Нового года Яровое действительно стало, как выразился глава региона, болевой точкой. На ТЭЦ города с самого начала сезона произошло несколько серьезных аварий, а впереди морозы.
Тем не менее власти края сняли режим ЧС в Яровом, который там держался два года и заменили его на более мягкий режим повышенной готовности. Официально в минпроме это объясняют тем, что юристы еще раз оценили правовые аспекты и заключили, что оснований для ЧС нет.
Неофициально участники событий указывают на то, что такой режим в течение двух лет — это "красная лампочка" для федерального центра в оценке властей региона. Тем более, что именно губернатор вводит режим ЧС и таким образом чисто юридически несет за него ответственность.
23 декабря заместитель генерального прокурора устроил в Барнауле разнос властям региона за ситуацию с теплоснабжением в городе-курорте и возложил ответственность за происходящее в том числе на них, пригрозив министру промышленности Вячеславу Химочке уголовным делом.
После этого следователи обратились в суд с требованием в рамках уголовного дела временно отстранить от исполнения обязанностей главу Ярового Виталия Самобочего. И суд такое решение принял 27 декабря, хотя депутаты города выступали категорически против этого.
У правительства края не оставалось никаких вариантов, кроме как вмешаться активно в ситуацию. Хотя Виктор Томенко отдельно обратился к депутатам Ярового, его руководителям: "Кто-то пытается убедить, что правительству края наплевать на муниципалитеты. Но край – это совокупность муниципалитетов и ничего больше".