Счетная палата проверила кластер "Золотые ворота" и нашла ворох нарушений
В бийский автотуристский кластер "Золотые ворота" изначально планировалось вложить почти 920 млн рублей частных инвестиций, но за 10 лет вложили только 42 млн. Построенные за сотни миллионов бюджетных рублей инженерные коммуникации почти не используются. С них уже частично пропало оборудование, хотя из бюджета опять же тратились деньги на охрану объектов. Все эти данные содержатся в проекте отчета Счетной палаты Алтайского края за 2021 год, с которым глава ведомства Виктор Миненок выступит перед депутатами региона 26 мая.
Замах на рубльКластер "Золотые ворота" планировали создать по федеральной целевой программе "Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ". В его развитие должны были инвестировать 394,2 млн бюджетных денег – федеральных и краевых, а также 919,8 млн – частных. Государство отвечало за инфраструктуру, бизнес – за туробъекты.
Результаты предполагалось получить к 2018 году: 528 рабочих мест, рост турпотока на 32,8 тысячи человек в год. Стратегия социально-экономического развития края до 2025 года рисовала будущее, в котором "Золотые ворота" – это одна из перспективных точек обслуживания транзитных туристов, где не менее 25 резидентов, предоставляющие услуги, "взаимно дополняют друг друга и обеспечивают цивилизованные условия обслуживания автотуристов".
В кластере должны были гостиницы, гипермаркет, кафе и рестораны, АЗС, торгово-развлекательный и логистический комплексы.
Удар на копейкуНо в результате сейчас в кластере работают два предприятия – кафе "Горная страна" и газовая заправочная станция. Общий объем частных инвестиций составил 42 млн рублей, или 4,6% от предполагаемого объема небюджетных вложений.
А вот бюджетные деньги потратили почти полностью – 373,9 млн рублей. На них построили сети канализования, водопровода, газоснабжения, электроснабжения, дополнительные полосы движения для въезда в кластер и подъезды к нему. На благоустройство территории израсходовали еще 1,8 млн рублей.
На момент проверки Счетной палаты полностью эксплуатировались только дороги. К канализации, водоводу и подстанции подключена только "Горная страна".
"Остальные объекты кластера с момента окончания строительства (более пяти лет) не эксплуатируются", – говорится в проекте отчета.
Кроме того, проверка установила факты необоснованной оплаты работ подрядчикам на общую сумму почти 9,4 млн рублей: на поставку оборудования канализационной насосной станции, на пусконаладочные работы на подстанции, на прополку и стрижку газона в декабре (!) 2019 и 2020 годов.
Так охраняли, что все унеслиСчетная палата также провела инвентаризацию установленного оборудования и выявила недостачу муниципального имущества, купленного на бюджетные средства, на общую сумму 19,7 млн рублей. Например, уже не было на месте электрических трансформаторов, электрооборудования, систем видеонаблюдения, источника резервного питания.
И при этом, что особенно примечательно, мэрия потратила с 2015 по 2020 год 8,6 млн рублей на охрану этих объектов. Выяснилось, что местная администрация инвентаризацию не проводила.
"Проверкой установлены и другие многочисленные финансовые нарушения: неправомерное внесение изменений в контракты (в том числе в части увеличения цены контракта), нарушение условий исполнения контрактов, неприменение к подрядчикам мер ответственности за нарушение сроков выполнения работ, нарушения при выборе способа закупки, невключение в контракт обязательных условий и т. д.", – говорится в проекте отчета.
Результаты проверки уже рассмотрели на коллегии Счетной палаты с участием прокуратуры Алтайского края. В адрес мэрии Бийска внесены представления и предписания с требованиями устранить нарушения. Материалы палаты направила в прокуратуру региона "для рассмотрения и принятия мер прокурорского реагирования".
"Время распорядилось по-другому"Вопросы к функционированию кластера начали возникать уже несколько лет назад, когда те самые целевые показатели оказались не достигнуты. Власти города пытались пойти даже на хитрость и для увеличения объема частных инвестиций включить в кластер другие объекты в Бийске, расположенные вдоль Чуйского тракта, например ТЦ "Воскресенье", и "посчитать" затраты на их создание как вложения.
Затем, сообщал "Бийский рабочий", рассматривалась идея адаптировать построенную инфраструктуру под размещение какого-то другого, экономически более привлекательного проекта. Но и эта идея не нашла решения.
Евгений Дешевых, глава управления края по туризму, еще в 2020 году, выступая перед депутатами краевого заксобрания, неудачу в развитии кластера объяснял изменением условий на рынке:
"Проект разрабатывался и запускался в более удачные для экономики региона годы. Действительно, были заключены соглашения с потенциальными инвесторами. Но время распорядилось по-другому, немножко по-другому расставив все на свои места".
А в марте уже 2022 года Дешевых сообщил "Бийскому рабочему", что не может ничего сказать о новых инвесторах кластера: "Интереса с их стороны не наблюдается. Мы трезво оцениваем ситуацию, связываем это с работоспособностью инфраструктуры".
"Горной стране" не помог даже МишустинТем временем резидент кластера "Горная страна" годами добивался подключения к газу. Сначала не могли запустить газопровод, в том числе из-за замечаний надзорных властей. Потом оказалось, что запускать большую трубу ради одного инвестора слишком дорого. Собственник проекта Алексей Саламатов рассказывал, что тратил на электроэнергию около 100 тысяч рублей ежемесячно вместо обещанных 20 тысяч в случае подключения к газу.
Процесс также затягивала смена руководства администрации, "слабый контроль, несвоевременные решения со стороны муниципалитета", сообщали в правительстве региона, где на проблему обратили пристальное внимание после того, как кафе в марте 2021 года неожиданно посетил премьер-министр России Михаил Мишустин, которому из-за плохой погоды пришлось ехать по трассе из Алтайского края в Республику Алтай.
Однако на конец прошлого года газа в кафе так и не было, сообщал Алексей Саламатов.
В управлении по туризму "Бийскому рабочему" объясняли, что газопровод построили еще 10 лет назад, и все это время он не эксплуатировался, а этот объект относится к числу особо опасных, и поэтому "дело затягивается". "Тем не менее план действий выработан. Работы будут полностью выполнены", – сообщил изданию Евгений Дешевых.