Алтай может стать туристической Меккой для богатых на фоне высокого спроса
Власти Алтайского края фиксируют повышенный спрос инвесторов на территорию региона. Начался он не в связи с санкциями, а еще на фоне локдауна в 2020 году, но сегодня сохраняется, сообщил "Толку" глава краевого управления по туризму Евгений Дешевых. В ситуации, когда появился на огромный запрос на путешествия внутри России, краю очень "пригодились" запущенные более 10 лет назад, но "созревшие" сейчас крупные площадки вроде "Бирюзовой Катуни" и "Белокурихи горной". Вот только отдых там в большинстве своем будет доступен лишь состоятельным людям.
"Уже было что предложить""В 2020 году, с началом пандемии, интерес к поездкам внутри страны начал набирать обороты, что стало весомым аргументом для бизнеса. Продолжается эта тенденция и сегодня", – говорит Евгений Дешевых.
Однако, считает он, пандемия не стала "основным триггером для принятия решения инвесторами о реализации проектов на территории Алтайского края", поскольку и раньше был "довольно активный интерес". Дешевых напомнил, что федеральная программа по развитию внутреннего туризма появилась еще в 2011 году, и с того времени "сформировались основные инвестиционные площадки и подходы по их развитию".
"Поэтому к 2020 году, когда возник локдаун и закрыли практически все зарубежные направления, нам уже было что предложить", – говорит он.
Да еще и Ростуризм запустил отраслевой нацпроект, не только повысивший интерес инвесторов к туризму, но и гарантировавший им поддержку государства.
Как рассказал Дешевых, многие инвесторы, которые уже начали строить свои комплексы в "Бирюзовой Катуни" и "Белокурихе горной", масштабировали проекты по сравнению с теми, что задумывали изначально.
Так, компания "Гранд-Крио", которая строит в "Белокурихе горной" комплекс премиум-класса с клиникой превентивной медицины, изначально заявляла проект на 400 млн рублей. Итоговый объем инвестиций прогнозируется уже в 2 млрд. Сейчас в него вложено не менее 1 млрд, рассказывали ранее "Толку" в компании "Курорт Белокуриха", которая инициировала создание этого кластера.
Дешевых привел пример и другой площадки. В 2018-2019 годах резидентами турзоны "Бирюзовая Катунь" стали пять инвесторов с общим заявленным объемом инвестиций в 452,2 млн рублей. За 2020-2021 годы статус получили уже восемь компаний – на 3,4 млрд рублей вложений. При этом некоторые ранее заявившиеся резиденты расширили свои проекты, в том числе ориентируясь на повышенный спрос.
"В этом году повышенный интерес к "Бирюзовой Катуни" сохраняется. Статус резидента уже присвоен двум компаниям, сумма заявленных ими инвестиций – 674,4 млн рублей", – рассказали в управлении по туризму.
Расставили сетиВпрочем, не исключено, что интерес к турзоне вырос еще и потому, что лишь к настоящему времени стала близиться к концу долгая эпопея с реальным запуском в эксплуатацию всех инженерных коммуникаций. Только в этом году планируют по-настоящему запустить самые проблемные сети – водоснабжения и канализации. Проблемные настолько, что к решению вопроса подключались прокуратура и правоохранительные органы.
Сейчас управляющая компания турзоны уже принимает заявки на техподключение к этим сетям, хотя сама вода к объектам еще не пошла. По словам директора УК Сергея Сошенко, систему уже запускали, пробы воды брали, теперь дело за согласованиями и выбором эксплуатирующей компании.
Оснащение коммуникациями и целевое назначение площадок стало одним из преимуществ Алтайского края, как и присутствие пула действующих резидентов.
"Ничто так не привлекает инвесторов на ту или иную территорию, как уже действующий на ней бизнес, так как есть сформированный турпоток, доступные инженерные мощности и так далее, это дает возможность более реалистично рассчитать финансовую модель, найти свою нишу, предложить новые услуги", – подтвердил Дешевых.
Льготы подогрели интересИнтерес подогрело и федеральное решение о предоставлении льготных кредитов инвесторам на строительство объектов размещения.
Отечественная гостиничная сеть Azimut планирует зайти на "Белокуриху горную". Собственники санатория "Алтай" (известен как "Алтай West") намерены построить новый масштабный комплекс в основной Белокурихе. Действующий инвестор игорной зоны "Сибирская монета" планирует расширяться.
"Все указанные проекты капиталоемкие, их создание предполагает привлечение кредитных ресурсов, поэтому большие надежды инвесторы возлагают на программу льготного кредитования", – прокомментировали в управлении по туризму.
Богатое предложениеМежду тем, большинство из заявляемых сегодня проектов ориентировано в большей степени на прием гостей с доходом выше среднего или чистого премиум-сегмента.
Сначала пандемийный локдаун, а затем введение санкций перенаправили поток таких туристов внутрь страны, спрос на комфортабельный отдых высокого уровня оказался выше предложения. В том числе на Алтае.
Поэтому даже действующие инвесторы оказались готовы пересмотреть проекты в сторону увеличения объема финансирования, чтобы в будущем компенсировать возросшие затраты приемом состоятельных гостей.
Их не испугали даже резко взлетевшие весной цены на стройматериалы. Как предположил Даниил Пашинов, директор компании "Хвоя" – резидента "Бирюзовой Катуни" – повышенный спрос может сбалансировать рост затрат. Хотя, конечно, никаких гарантий нет и могут еще произойти разнообразные форс-мажоры.
"Первыми на рынок выходят резиденты, предлагающие отдых с ценовой категорией выше среднего, – подтвердил тренд Евгений Дешевых. – Резиденты, формируя предложение и ценовую политику, ориентируются на рынок и спрос".
По словам начальника управления, власти со своей стороны понимают, "что предложение должно быть разноформатным, на разный уровень дохода" и рассматривают инвесторов, нацеленных не только на премиум-класс. Но конечную картину формирует рынок.
Тем более, объяснял ранее "Толку" председатель совета директоров АО "Курорт Белокуриха" Александр Бенгардт, есть объективные обстоятельства, почему отдых премиум уровня в определенном смысле выгоден и государству. Высокая доходность предполагает и выплату соответствующего налога на прибыль. Персонал в таких туркомплексах получают бОльшую зарплату, что обеспечивает и отчисления НДФЛ.
Впрочем, сбалансированность предложения обеспечивает более масштабный и равномерный поток туристов.
Новые кластерыВместе с тем власти заявляют о готовности развивать новые площадки для привлечения инвесторов. Евгений Дешевых привел два примера. Первый – развитие территории Горной Колывани. Сейчас разработан маршрут, основной которой станет Тигирекский заповедник.
"Наша ближайшая задача – начать формировать поток туристов и дать сигнал бизнесу о том, что в этот проект можно инвестировать. Уже есть компания-туроператор, с которой мы маршрут разработали и будем его продавать при взаимодействии с другими желающими компаниями", – рассказал Дешевых.
Второе направление – возможное создание кластера в Солонешенском районе вокруг Денисовой пещеры. Инициатором развития этой площадки является "Курорт Белокуриха" – инвестор уже создал Фонд развития Денисовой пещеры.
"Совместно прорабатываем вопрос создания здесь кластера. Мы изучаем различные аспекты и можем сказать, что серьезные предпосылки для этого есть", – сообщил глава управления.
Ранее в компании "Курорт Белокуриха" сообщали, что сейчас занимаются выкупом земель на территории предполагаемого кластера, уже сформировали тур, инвестируют в развитие территории и уже сейчас готовы предложить инвесторам варианты участия.