Сибсоцбанк в 2022 году отметил свое 30-летие. Итоги работы финансовой организации подвел председатель правления Дмитрий Тюнин
В 1992 году в Барнауле был основан Сибсоцбанк. Все эти годы он рос и развивался в постоянном сотрудничестве со своими клиентами и партнерами. О том, каким был 2022 год, юбилейный для банка и полный событий для всех, рассказал председатель правления Дмитрий Тюнин.
– В этом году банку исполнилось 30 лет. Что было всегда неизменно, а что менялось?
– Постоянно менялись требования регулятора и экономическая политика властей, а неизменны – наши подходы к общению с клиентами. Мы всегда были нацелены на диалог, на принятие индивидуальных решений, исходя из конкретной проблемы клиента. В этом наше отличие от федеральных банков, где многие процессы и продукты стандартизированы, — настоящие кредитные фабрики. Да, у нас больше ручной работы, но больше и контакта с людьми. В процессе общения мы можем лучше выяснить потребности клиента и даже дать подсказки для решения проблем. В секторе малого и среднего бизнеса финансовые управленческие компетенции слабее, чем у крупного предпринимательства, поэтому банк часто выступает и в качестве консультанта. Клиенты это очень ценят, за тридцать лет мы стали для них как свой, семейный банк.
– Какое главное достижение этих 30 лет?
– Наши клиенты и сотрудники. У нас практически нет текучки кадров, много тех, кто работает более 20 лет. Коллектив стабильный, слаженный, профессиональный. И это одно из условий, благодаря которому мы достойно справились со всеми вызовами, которые были и в течение 30 лет, и в текущем году.
– Как бы вы оценили реакцию ЦБ и правительства на проблемы 2022 года? И какой была реакция ваших клиентов?
– Центральный Банк и правительство действовали профессионально и приняли эффективные меры поддержки финансовой сферы. Но и от нас тоже требовалось активное участие, оперативное принятие решений в непростой ситуации. Какие бы ни были правильные решения властей, но они требовали времени, а проблемы клиентов не могли ждать, и мы действовали самостоятельно, исходя из текущей ситуации.
У клиентов было много тревог и страхов, но, к счастью, большинство негативных прогнозов не оправдалось. Предприниматели в России закаленные, они находятся в постоянной борьбе с какими-нибудь трудностями. Закалка позволила им подойти к принятию решений вдумчиво, не делать резких движений. В основной массе наши клиенты действовали очень рационально и взвешенно.
– Какие программы для малых и средних предпринимателей предлагает клиентам ваш банк? Есть ли у регионального банка свои особенности в этом вопросе?
– Мы участвуем во многих федеральных программах, но лимиты, заложенные на программы, распределяются между банками неравномерно. Некоторые актуальные для нас программы реализуются только через федеральные банки. Очень жаль, что региональные банки не допущены к программе льготного кредитования АПК, и сколько мы ни пытались переубедить Министерство сельского хозяйства РФ, оно пока свое решение в этом вопросе не меняет.
Но у нас существуют региональные институты развития — например, Алтайский гарантийный фонд, с которым у нашего банка давние партнерские отношения. Это большое подспорье для малого бизнеса – при недостатке залогового имущества предприятие может получить гарантии фонда. Также существует Краевая лизинговая программа, благодаря которой мы можем предоставить инвестиционные кредиты под 5 %. Общий объем этой программы значительный, он составляет 1,2 млрд рублей. Эта программа пользуется большой популярностью у наших клиентов.
Мы также сотрудничаем с Фондом развития Алтайского края, с помощью которого промышленные предприятия региона могут кредитоваться по ставке 1-5%. За долгие годы у нас накоплена серьезная экспертиза, мы можем подсказать клиенту более подходящие решения, которые четко коррелируют с условиями финансирования. Любой инвестиционный проект требует разработки технико-экономического обоснования, создания формализованных финансовых документов, — и наш банк эти услуги оказывает.
В общей массе около 40% нашего кредитного портфеля включает займы с использованием господдержки, где 30% приходится на региональные программы и 10% на федеральные.
– Какова структура кредитного портфеля вашего банка, изменилась ли она в этом году?
– История кредитных каникул в нашем банке не получила широкое распространение. Что касается новых кредитов, то часто это зависит от вида деятельности – периодически то одна, то другая отрасль нуждается в них больше или меньше. В этом году относительно скромно заимствовали сельхозпредприятия, так как у них был благополучный прошлый год, а вот в следующем мы ожидаем рост их потребностей.
Отраслевая структура нашего кредитного портфеля отражает структуру экономики края: около 30% — это сельхозпредприятия, по 10% — строительство и промышленность, чуть меньше — торговля. Остальной объем – другие виды деятельности. В последние годы мы видим, что в крае растет доля промышлености, и среди наших клиентов постепенно увеличивается число таких предприятий. Это не может не радовать.
Что касается активности клиентов в этом году, то можно отметить снижение количества операций с физлицами. Это характерно для всего банковского сектора – люди заняли консервативную выжидательную позицию, многие отложили свои планы. А компаниям, наоборот, в силу сложившихся условий приходилось перестраивать свои логистические потоки, хозяйственные связи, и это потребовало дополнительных средств в оборотный капитал, была необходимость в дополнительных валютных операциях. Одним словом, корпоративный сектор вел себя активно.
– Какие изменения произошли во внешнеэкономической деятельности банка?
– В этом году возникли большие проблемы с платежами в валюте. Было несколько стадий этого процесса: вначале, когда крупнейшие банки не могли производить платежи, повысился интерес к небольшим банкам. По внешнеэкономической деятельности мы ощутили приток клиентов. Но дальше санкции распространялись на всю банковскую систему, плюс добавились опасения вторичных санкций у зарубежных компаний. Все это не позволило полностью решить проблему расчета в долларах и евро, она пока сохраняется.
– Мы наблюдаем очевидный дрейф экономических услуг в онлайн-формат. У вас в банке многие услуги можно получить и офлайн. В чем их преимущество?
– 70% наших клиентов – это представители корпоративного сектора. Кредитование бизнеса требует прямого общения и на уровне специалистов, и на уровне руководства. Поэтому личные встречи необходимы. А вот обслуживание физлиц проще автоматизировать, чем и занимаются федеральные банки. Но есть категории клиентов, например, пожилые люди, для которых комфортнее прийти в офис, получить не только услугу, но и долю человеческого общения. Это ценно, мы видим это по своим клиентам. Безусловно, все базовые услуги, которые клиенту требуется предоставлять в дистанционном формате, мы предоставляем, просто не все ими пользуются.
– Каковы планы вашего банка на 2023 год?
– У нас есть намерения более активно развивать два инструмента: факторинговую и лизинговую деятельность. Это востребовано, мы видим перспективу таких инструментов. В целом, горизонт планирования у всех сейчас не слишком большой, но мы будем придерживаться своей стратегии развития, которая была утверждена еще в 2019 году. Мы достигли необходимых показателей и в 20-м и в 21-ом, несмотря на трудности, вызванные пандемией, и в 22-м (сейчас мы можем уже уверенно об этом говорить) будут достигнуты все запланированные показатели. В следующем году мы также будем следовать своей стратегии, и, надеюсь, нам удастся ее реализовать.
г. Барнаул, пр-кт Ленина, 61А,
тел.: +7 (385-2) 37-02-25.