В органах контроля утверждают, что ряд предпринимателей игнорирует требования законов, и это ведет к различным ЧП, но бизнес-уполномоченный считает, что профилактика показывает свою эффективность
Предприниматель в условиях моратория на проверки бизнеса не должен руководствоваться критерием "а меня все равно не проверят", а, напротив, должен стараться максимально соблюдать все требования, так как это гарантия безопасности и для клиентов, и для бизнеса. Так ответил уполномоченный по защите прав предпринимателей края Андрей Осипов на вопрос "Толка" во время интернет-конференции, посвященной теме проверок.
Дело в том, что еще в июле 2021 года на фоне последствий ковида в стране вступил в силу закон, который радикально изменил подход к контролю работы бизнеса. Акцент сместился с наказания на профилактику.
Однако уже в 2022 году представители надзорных, контролирующих органов стали говорить, что наряду с таким очевидным плюсом изменений, как снижение административной нагрузки на бизнес, возник и не менее важный минус – многие предприниматели стали игнорировать требования, зная о безнаказанности. И в итоге стали "пачками" гореть торговые центры, склады, люди начали регулярно поступать с отравлениями в больницы, автобусы – ломаться и попадать в ДТП, а работники предприятий – травмироваться.
"Моратории последних лет на проверки бизнеса расшатали дисциплину, – говорил в интервью "Толку" руководитель краевой налоговой службы Алексей Легостаев, рассказывая о том, что "далеко не все [предприниматели] и не всегда используют кассы в своей работе", хотя должны.
В сентябре этого года замруководителя Гострудинспекции края говорил, что в регионе сокращается число обязательных медосмотров у работодателей, некоторые их вообще не проводят, что является прямым нарушением закона и ведет к росту травматизма на производстве. При этом трудинспекция может провести плановые проверки только после согласования с прокуратурой, а та не согласовала ни одного выезда, например, в 2024 году.
Жители Новоалтайска "воевали" с предприятием из-за шума и пыли, они рассказывали, что якобы Роспотребнадзор не стал проводить некоторые исследования из-за моратория.
Сенатор от Алтайского края Виктор Зобнев на совещании в Совете Федерации отмечал: "Эксперты отмечают, что увеличиваются случаи недобросовестного поведения предпринимателей, которые пользуются действующими ограничениями. Например, введение моратория и ослабление госнадзора за оборотом пищевых продуктов привели к росту фальсификата на полках супермаркетов".
Сам Андрей Осипов ранее, комментируя ситуацию с отравлением в кофейне "Йель", говорил, что, несмотря на мораторий, предприятиям общепита никак нельзя расслабляться, поскольку это прежде всего вопрос безопасности и репутации их бизнеса.
Собственно, этой позиции он придерживается и сейчас:
"У бизнеса есть возможность сейчас обратить внимание на недочеты в своей деятельности и исправить их, чтобы в дальнейшем они не привели к неприятным или даже чрезвычайным ситуациям, будь то пожарная безопасность или пищевые отравления".
Он напомнил, что закон предусматривает проведение профилактических визитов, когда представители контролирующих структур приходят к предпринимателям и у них на месте разъясняют все вопросы и требования.
"Мы постоянно популяризируем профилактические визиты. И объясняем предпринимателям, что они могут приглашать надзорные органы. Это позволяет заранее выявить возможные риски <…> и избежать нарушений", – говорит Осипов.
Он подчеркивает, что такой визит – это не проверка! По его итогам представитель контрольного органа не может принимать какие-то меры, выдавать предписания и тем более – назначать проверку. А все разъяснения носят строго рекомендательный характер.
По данным бизнес-омбудсмена края, практически у всех органов контроля Алтайского края произошло увеличение профилактических мероприятий, и их доля составила в общем объеме около 70%.