По мнению эксперта, ЦБ не видит риска разгона инфляции в том, что на счетах скопился большой объем денег и он может массово выплеснуться на потребительский рынок, если ключевая ставка начнет снижаться
Не мытьем, так катаньем Центробанк может добиться охлаждения экономики и снижения инфляции, "мешают" ему в этом сейчас бюджет и госпрограммы. Но "ценой" этого могут стать сокращение кредитования, падение объемов производства, где под удар больше всего попадет малый и средний бизнес. Об этом, а также о рисках отложенной инфляции из-за скопления на счетах людей большой массы денег рассказал 28 марта исполнительный директор Алтайского банковского союза Андрей Макулов на круглом столе комитета по промышленности, предпринимательству и туризму краевого парламента.
ЦБ сократил "пешеходов"
– Сейчас у Центробанка четыре основных приоритета: поддержка курса рубля, развитие платежных систем, регулирование банковского сектора и поддержка заданного уровня инфляции.
Поддержка курса. После того как были отменены биржевые торги, Центральный банк практически на 100% имеет возможность устанавливать такой курс, который ему необходим.
Развитие платежных систем. Понятно, что внутри страны замечаний нет. Большие вопросы – с международными платежами. Но это проблема не столько ЦБ, сколько политическая. <...>
Регулирование банковского сектора. Здесь можно привести такую аналогию. Это как отрегулировать проблему дорожного движения не за счет ситуации на дорогах, а за счет сокращения числа пешеходов. Центробанк, поняв в свое время, что не способен регулировать систему, пошел по пути сокращения объектов регулирования. Осталось порядка 300 банков, но 90% системы – это 5-10 банков, в основном государственные.
Самая обсуждаемая сейчас тема – это поддержка заданного уровня инфляции. Почему? Потому что ЦБ из всех способов выбрал увеличение ключевой ставки. Пока задачу решить не удалось – инфляция сохраняется на уровне 9-10%, а цель – 4%. Но зная [главу ЦБ] Набиуллину и то, как она четко движется к выполнению цели, можно предположить, что банк к этому придет.
Промышленность и число кредитов упадут
Как сам Центробанк оценивает свою деятельность? Просто процитирую их мартовское сообщение.
"В 2025 году выпуск базовых отраслей снизился с очень высокого уровня 2024 года. В основном из-за динамики промышленного сектора. В то же время охлаждение активности пока происходит только в отдельных отраслях, но не носит устойчивого характера в уровне экономики в целом".
По-простому говоря, промышленность упала, и сильно, но некоторые отрасли еще пока держатся.
"В корпоративном сегменте рост рублевого кредитования также существенно замедлился, однако пока он зашумлён масштабными авансовыми перечислениями из бюджета, которые частично направляются на погашение кредитов".
Что это значит? Что кредитование упало, и оно бы упало еще сильнее, что помогло бы Центробанку выполнить свой приоритет, но мешает поддержка из бюджета. Бюджет поддерживает предприятия – и те погашают кредиты.
Что прогнозируется? Просрочка вырастет. Количество выданных кредитов упадет, то есть произойдет заданное охлаждение экономики, которое Центральный банк и планирует. Особенно это коснется малого и среднего предпринимательства, потому что в этой сфере наименьшая поддержка бюджета.
Грозит ли отложенная инфляция?
Что ЦБ прогнозирует для населения? Рост цен продолжится. ЦБ, чтобы замедлить его, предлагает повысить производительность труда, снизить заработные платы и сократить потребительский спрос за счет увеличения процентов по вкладам. Логика такая: люди несут деньги на вклады, меньше покупают, бизнес меньше вкладывает в развитие, соответственно, это тоже помогает в охлаждении экономики.
Вопрос, который постоянно задают ЦБ на всех форумах: а что будет, если ставка начнет снижаться? Не получится ли так, что накопится очень много необеспеченных денег, на которые платятся проценты, а под них не производится никакого товара? И не выйдет ли так, что ЦБ начнет снижать ставку – и весь этот поток денег хлынет на рынок? Не возникнет ли отложенная инфляция?
Центральный банк считает, что нет, не возникнет, потому что люди не начнут массово снимать деньги со счетов в связи с тем, что некуда вкладывать, да и покупать особо нечего. А если все-таки это произойдет, то ЦБ опять повысит ставку. Такая довольно простая стратегия.
"Да зависимый он!"
ЦБР планирует, что в 2026 году все приоритеты будут выполнены. Банковская система будет себя чувствовать хорошо за счет рекордной прибыли, полученной в прошлом году. Это почти 4 трлн рублей, которых прежде никогда не было. Вот так банки смогут покрыть все свои риски и справиться даже с возможными выплатами.
<…> То есть собственные приоритеты ЦБ выполняет. Он работает так, как написано в законе. Сейчас все разговоры – про ставку. Сейчас очень давят, скорее всего, примут решение о снижении. Но. Вопрос не решится. Ставка сегодня – это отвлечение от главной темы.
Знаете же этот анекдот? Идет колхозное собрание, приходит работник ОГПУ и говорит: "У меня два предложения. Первое – расстрелять председателя колхоза. Второе – я сейчас два круга нарисую: синий и зелёный". Все такие: круги-то тут при чем? А он: "Вот! Я так и думал – по первому предложению вопросов не будет".
Вот разговоры о ключевой ставке – это круги. Надо не ставку обсуждать, а менять подходы к организации денежно-кредитной системы.
<…> Вот ЦБ говорит, что он независимый. Да зависимый он. У нас бы кредитование уже вообще остановилось, если бы не было поддержки из бюджета. Сейчас по факту кредитуются только те предприятия, у которых есть поддержка, кто входит в какую-то программу. Только поэтому ЦБ уже зависимый.
И поэтому те цели, которые поставлены в законе для него — снизить инфляцию, поддержать курс, — это на самом деле не цели, это методы достижения другой, настоящей цели – развития экономики.
Зачем нужны региональные банки
По региональным банкам. <…> Надо понимать, что такое экономика России. 50% – это госсектор. 30% – это примерно 500 [коммерческих] компаний и 20% – все остальные. Первые 80% обслуживаются в крупнейших 5-10 банках. И под эти компании, под эти организации пишутся госпрограммы. Если ты не входишь в какую-то программу, то выпадаешь из процессов.
То есть вот эти последние 20%, а это опять-таки малый и средний бизнес, как правило, не попадают в программу либо попадают, но при мизерном финансировании.
Поэтому здесь вопрос надо так ставить: если нужно развивать вот эти 20% МСП, то это должна быть задача как раз региональных банков. Для этого они просто необходимы. И я считаю, что надо идти по этому пути.
Центральный банк сейчас эту тему не затрагивает, но кажется, что там поняли, что они перестарались. Сегодня же пользуются банками? Чуть какой-то вопрос – ты попадаешь на робота, робот тебя переводит на другого робота – и всё. Тем более надо учитывать, что по плану на следующий год четверть банков сокращает свое региональное присутствие и больше половины его больше вообще не развивает.
Кроме того, региональные банки сами по себе становятся центрами инноваций. Для примера: первую ипотеку в Алтайском крае выдал региональный банк, за год того, как это стал делать, допустим, Сбербанк. У нас несколько строительных компаний поднялись только потому, что региональный банк начал выдавать ипотеку. Чиповые пластиковые карты тоже первым выдал региональный банк. И это позволило "Алтайэнерго" в свое время выплатить зарплату людям при всеобщей задержке. Даже мобильный банк первый в крае появился у регионального банка.