Налоговая реформа и снижение покупательной способности людей ударили по общепиту сильнее, чем ковидные ограничения, считает создатель популярной фастфуд-сети
Владелец сети ресторанов "Грильница" Дмитрий Иванов прокомментировал массовую продажу заведений общепита в Барнауле на фоне недавних налоговых ужесточений. По словам бизнесмена, с текущим кризисом не сравнится даже период пандемии, в который хотя бы можно было договориться о снижении обязательных платежей.
По словам Дмитрия Иванова, трудности из-за роста налогов сейчас испытывают даже известные франшизы в сфере ресторанного бизнеса. В самой "Грильнице" пришлось отложить планы по развитию и сосредоточиться на оптимизации внутренних бизнес-процессов. Собеседник отмечает, что текущий период для общепита – один из самых сложных за последние 10 лет:
"Снизу" все растет – аренда, налоги, фонд заработной платы. А "сверху" не растет ничего – люди стали финансово сдержанны. Та же пандемия в сравнении с текущей ситуацией – это просто ни о чем".
По его словам, в то время трудности были краткосрочными, арендодатели снижали ставки на 50%, а налоги были ниже.
"А сейчас у арендодателей свои проблемы и налоговая нагрузка – это как колесо, которое нельзя остановить. Нам будто сказали: "Платите налоги, аренду, повышайте зарплату, но прибыли у вас не будет", – говорит Иванов.
Во время пандемии коронавируса общепит был одной из главных сфер, попавших под локдаун: 31 марта 2020 года указом губернатора работа таких заведений была приостановлена. Многие предприниматели тогда жаловались на убытки и подписывали петиции с требованием разрешить ресторанам вновь открыться.
Вместе с тем заведениям позволялось отпускать блюда навынос, а летом – принимать гостей с ограниченной посадкой на открытых верандах. К середине первого "пандемийного" года такие форматы работы освоили более 1,5 тыс. точек. Та же "Грильница" скорректировала график и стала доставлять заказы круглосуточно не только по выходным, но и в будни, обеспечивая спрос сотрудников ковидных госпиталей и кол-центров.
Кроме того, общепит тогда включили в перечень наиболее пострадавших от пандемии отраслей экономики. Это давало возможность отсрочить уплату некоторых налогов и страховых взносов, оформить кредитные каникулы или получить льготный кредит на выплату зарплат или возобновление деятельности.
Сейчас же послаблений нет. А после вступления в силу налоговых изменений с 1 января 2026 года, которые радикально изменили нагрузку на общепит, в Барнауле начали массово выставлять такой бизнес на продажу. На этот шаг решились владельцы ресторанов "Трепет и томаты", "Топор", "Дачные истории", "Истории Green", Feel in Coffee, Sweeter, COFFE LIKE и другие участники рынка.
Алтайский экономист Анатолий Ижболдин-Кронберг назвал ситуацию закономерной в условиях возросшего налогового бремени и отметил, что шансы выжить останутся только у крупных франшиз, заведений типа Grab&Go ("Схватил и пошел") или полулегальных точек, работающих без чека за наличную оплату.
Дмитрий Иванов согласен, что модель франчайзинга действительно может оказаться выигрышной, но при условии устойчивого положения франшизы на рынке. Но даже в отношении них пока сложно делать прогнозы:
"Сложно сказать, что будет с сетями вроде "Грильницы". В региональном масштабе мы сильные <...>. Но таких игроков – единицы. И что из этого следует, мы пока не можем понять. И что с нами будет – тоже", – прокомментировал Дмитрий Иванов.
Отметим, что в Барнауле из крупных сетей (в том числе по франшизе) работают также федеральные "Ростикс", "Вкусно — и точка", "Хочу Пури" и другие.