Предприниматели не дождались восстановления потока желающих заняться спортом и опасаются "эффекта второй волны" пандемии
Представители 12 ведущих фитнес-клубов Барнаула впервые объединились, чтобы продвигать идеи блага физподготовки и здорового образа жизни. На этот шаг владельцев бизнеса всех ценовых сегментов толкнули последствия пандемии. Открытой паники нет, но ее признаки все же ощущаются, выяснил "Толк". Вместе с этим обнажаются застарелые проблемы рынка.
Поговорим о выживании
До сих пор фитнес-клубы Барнаула жестко конкурировали друг с другом. Некоторые не стеснялись покупать базы "горячих" клиентов, которых переманивали к себе бонусами. Или, например, перетаскивать тренеров, успешных в индивидуальных тренировках, а значит, приносящих прибыль.
На рынке даже отмечалось отпочкование больших тренерских команд, участники которых открывали свои клубы. Так в Барнауле появились, например, "Адриатика", "ВИТА-Спорт", X-FIT.
Однако в октябре представители фитнес-индустрии Барнаула встретились, чтобы поговорить о выживании. Причем пообщаться собрались руководители крупных фитнес-клубов, которые до сих пор заявляли, что их бизнес-модель достаточно устойчивая. Например, потому что они располагаются в своих зданиях и не "горят" на арендной плате.
Но выяснилось, что проблем у них хватает и их причина в коронавирусе.
- Посетительский трафик не восстановился. Предприниматели ожидали, что после коронавирусных ограничений, к концу сентября, поток клиентов полностью восстановится. Однако, говорит Владимир Гордейчик, директор "Магис-спорта", в клубы вернулось только 70% клиентов. Сергей Зубков, основатель "Сафари", сообщает о 30-40%.
- Угроза нового оттока посетителей. Осенний взрыв вирусных инфекций и дискредитация медицины заставили барнаульцев вновь заговорить о расторжении договоров с клубами и возврате средств. Люди говорят, что боятся заразиться коронавирусом на тренировке. А о том, что заболевание переносится тяжело и количество летальных исходов не сокращается, многие узнали на близких примерах.
- Сокращение тренерского состава. В фитнес-индустрии заработная плата тренеров напрямую зависит от персональных тренировок. Предприниматели говорят о том, что ряд тренеров вообще ушли с рынка в новую профессию.
- У людей пропала привычка заниматься спортом. И раньше фитнес-индустрия боролась с ленью, ведь человеку проще объяснить себе, почему он не идет в зал, чем заставить себя. Теперь это стало явной проблемой.
- Появился новый вид потребительского экстремизма. Представители фитнес-индустрии сообщают, что вынуждены сами расторгать договоры с клиентами, которые саботируют противовирусные мероприятия – отказываются от термометрии, ношения маски, обработки рук.
Пойти на возврат денег предприниматели не могут. Они и так недополучили финансирование в период, пока клубы стояли. По подсчетам Гордейчика, если в среднем посещение в месяц стоит около 2 тыс. рублей, то недостача составила до 8 млн за два месяца.
При этом, говорят предприниматели, с бизнеса не сняли обязательства по кредитным и другим платежам. Некоторые банки отказались входить в положение бизнеса, который полностью лишился дохода. Клубы получали штрафы и пеню за просроченные платежи.
#мызафитнес22
Совместную PR-кампанию начинают 12 клубов: "Сафари", "Аврора", "Магис-спорт", "Адриатика", К2Swim, K2sport, "Рельеф", NEF, ST GYM, КФК "Рекорд", "Территория", Hardcore. Они выложили в Сеть на своих площадках специальный мотивирующий ролик. Участникам предлагается делать выпады и выкладывать видео на свои страницы с хештегом #мызафитнес22. Победителю – сертификат на 5 тыс. рублей в магазин спорттоваров.
Владимир Гордейчик подчеркивает: открытой паники среди фитнес-сообщества нет, но признаки скрытых волнений очевидны. К челленджу присоединились даже те, кто особо не верит в его эффективность.
Так, Сергей Зубков опасается, что в критической ситуации его коллеги будут делать все, чтобы затащить к себе горожан, которые готовы платить за тренировки даже в разгар пандемии.
"Когда я задаю вопрос, а кто именно будет вручать сертификаты победителю, инициаторы челленджа теряются. На мой взгляд, мы должны объединиться, чтобы побороться за новый пул клиентов. Мы это уже проходили. Хорошую эффективность показали, например, организованные тренировки на улице. Мы привлекали людей возможностью хорошо провести время на открытом воздухе, а не призами", – говорит Зубков.
Зубков уверен, что восстановить трафик получится хотя бы потому, что людям свойственно общаться, стремиться заводить новые знакомства, флиртовать, а значит, стараться выглядеть лучше. Гордейчик полагает, что фитнес может стать "эффективным лекарством" в борьбе с коронавирусом, а еще понадобится для реабилитации тех, кто перенес заболевание.
Остается один вопрос – вынесет ли бизнес возможное второе закрытие? А оно не исключено. После всплеска количества заболеваний ОРЗ и скандалов, связанных с несостоятельностью медицины региона, Роспотребнадзор предложил вернуть часть коронавирусных ограничений. Например, ограничить посещение торговых центров, детских игровых площадок, фуд-кортов. Фитнес-центров в этом списке пока нет.