Без глупостей: как в Алтайском крае можно снизить цены на еду по задаче Путина

Без глупостей: как в Алтайском крае можно снизить цены на еду по задаче Путина
Без глупостей: как в Алтайском крае можно снизить цены на еду по задаче Путина Фото: Фото: Анна Меньшикова

У роста цен на продукты есть две главные и несколько второстепенных причин. Только преодолев их, можно изменить цены на продукты

Глава государства Владимир Путин поставил задачу решить проблему высоких цен на продукты первой необходимости к 16 декабря. Ведущие алтайские производители "продуктов в зоне внимания" рассказали "Толку", что просто ограничительными и запретительными мерами этого не добиться. Нужны более тонкие рыночные механизмы. И они есть.

Это не шуточки

Владимир Путин призвал обратить внимание на стоимость продуктов первой необходимости на совещании по экономическим вопросам 9 декабря. Президент отметил, что реальные доходы россиян сократились на 4,3%, а цены на сахар выросли на 71%.  

"Люди себя ограничивают, потому что у них денег нет на базовые продукты. Куда вы смотрите-то? Это же не шуточки! В условиях, когда безработица растет, доходы сокращаются, базовые продукты дорожают вот на такие величины, а вы мне сказки рассказываете", – возмутился Путин.

"Я и раньше говорил, что надо обращать внимание на покупательную способность населения. Люди не готовы приобретать продукты по таким ценам. На полке масло подорожало до 150 рублей за литр, и понятно, что простому покупателю это бросается в глаза и очень сильно бьет по карману", – соглашается с главой государства Владимир Попов, руководитель компании "Диво Алтая".

Как повысились цены, по данным Владимира Путина

Салат Оливье обойдется россиянам дороже на Новый год

Готовое блюдо на развес в магазинах тоже подорожало – средний чек его покупки составил 132 рубля, что на шесть процентов выше, чем в прошлом году

  • Сахар – 71,5%
  • Масло – 23,8%
  • Макароны – 10,5%
  • Мука – 12,9%
  • Хлеб и хлебобулочные изделия – 6,3%

Президент поручил в течение недели, то есть уже к 16 декабря, выпустить соответствующие решения в виде документов. Федеральные СМИ сообщили, что профильные ведомства предложат правительству установить предельные цены на сахар (до 45 рублей за кг) и подсолнечное масло (до 110 рублей за литр) с 1 января по 1 апреля 2021 года, пишет РБК. Ранее была введена 30%-ная пошлина на вывоз подсолнечника из России за рубеж.

Экспортный пылесос

"Толк" спросил у переработчиков, какими инструментами можно быстро снизить цену на продукты. Эксперты предложили искать ответ в причинах проблемы. А их в 2020 году две. Первая – засуха в регионах России и мире. Вторая – слабый рубль. Это запустило "пылесос" экспорта сельхозпродукции, взвинтило мировые, а вслед за ними и внутренние цены.

"Фермер идет за рынком. Как он снизит цену, если раньше у него урожай был 23 центнера зерна с гектара, а из-за засухи в 2020-м получилось шесть центнеров? И будет ли он продавать дешево, если предлагают купить дорого? – говорит Валерий Покорняк, генеральный директор ТД "Алтан", который выпускает макароны из твердых сортов пшеницы. – Мы кричим, что макароны подорожали на 10%. Так надо кричать о том, что цены на сырье взлетели на 123%".

Подсолнечное масло продолжит дорожать из-за рекордных цен на семечку

Пошлину за вывоз подсолнечника за рубеж собираются поднять до 30% уже с января 2021 года, это должно сдержать дальнейший рост цен на масло в России

По идее, в таких условиях просто назначить "новые" низкие цены на продукты не получится. Опасаясь, что на экспорт из региона отправят все сырье, алтайские переработчики закупились по максимуму, несмотря на аховое по стоимости предложение.

У "Дива Алтая", например, сформирован двухмесячный запас подсолнечника по высокой цене – 39 тыс. рублей за тонну. Масло из него стоит 105-110 рублей за литр в опте. Аналогичная ситуация у мукомолов. Сергей Маслов, председатель совета директоров Коротоякского и Третьяковского элеваторов:

"В прошлом году зерно обходилось в 10-11 тыс. рублей за тонну, в этом – по 16-17 тыс. Поэтому мука должна будет подорожать если не на 50%, то на 40% точно", – делится Маслов.

Политика и цены на продукты

Для снижения розничных цен Сергей Маслов предлагает использовать прямые компенсации затрат на сырье хлебопекам, которые работают с массовым сегментом:

"7 декабря состоялось онлайн-совещание в минсельхозе. Здесь предложили субсидировать мукомолов – поставщиков хлебозаводов. Но у нас мука зачастую идет не напрямую на заводы, а через посредников. Поэтому такое предложение будет трудно администрировать. Мукомолы сказали конкретнее: субсидируете напрямую хлебопеков индустриальных пекарен, которые поставляют массовые сорта хлеба".

Также он уверен, что внутренние цены "подлечат" заградительные пошлины, скажем, 20 евро с тонны зерна, которые, кстати, попадут в бюджет государства. Но главный действенный инструмент в снижении цен на продукты, говорят предприниматели, – это укрепление позиций рубля.

"На это надо обратить внимание. Что можно сделать для снижения цен? Отменить ковид, который сломал логистические цепочки, из-за чего стоимость контейнерных перевозок возросла до десяти раз? Нет! Может, засуху отменить? Нет! Разобраться с валютой и сделать доллар по 61 рублю? Можно попробовать, и это зона ответственности Центробанка РФ, а не наша – производителей. Надо искать причину явления, а не следствия", – подчеркивает Валерий Покорняк.

А еще, уверены эксперты "Толка", работать надо над повышением благосостояния людей. Тогда не будут волновать высокие цены на продукты, а у производителя появится возможность перевооружать производство.

Или, говорит Сергей Маслов, компенсировать затраты на базовые продукты людям с низким прожиточным минимумом. Например, через продовольственные карточки. Эксперт уверен, что это очень "дешевый" способ выровнять ситуацию: "Но это политически сложный инструмент, поэтому начинают искать крайних. И найдут их среди мукомолов. Не получится. Мы не крайние".  

Алтайский бизнес обвинил торговые сети в разрушении экономики региона

Предприниматели считают, что стиль работы крупных ритейлеров подрывает бизнес производителей продуктов и товаров в регионах

"Имеет смысл повлиять на торговые сети, ограничив их торговые надбавки на товары первой необходимости десятью процентами, – продолжает Сергей Маслов. – Потому что они (сети) иногда, мягко говоря, наглеют. Мы поставляем им муку за 21 рубль кг оптом, а они продают ее за 45-50 рублей. То есть 100% и более накручивают. Такого нельзя допускать".

Валерий Покорняк добавляет: какие-то ритейлеры делают разумную наценку на продукцию, какие-то – нет, поэтому макароны на полках магазинов "прибавляют" в цене от 15% до 55%.

"Закон это фактически не регулирует. Мы говорим: "Ребята, у нас сырье подорожало в два раза, поднимите хотя бы немного цену закупа". Сделать это они могут за счет наценки. Мы ведь видим, что она большая. Но что вы думаете? Нет, конечно, они этого не делают", – говорит Покорняк.

Между молотом и наковальней

Наценка раз в неделю: в магазинах Барнаула стремительно растет цена красной икры

Эксперты объясняют рост цен не только новогодними праздниками, но и тем, что на Дальнем Востоке заметно снизился улов рыбы

При всех перечисленных мерах быстрого снижения цен на продукты ждать не стоит, говорят эксперты. На их "включение" уйдет от двух недель до месяца. А если мировые цены на сырье будут по-прежнему высокими, то и на внутреннем рынке они будут расти.

Но первые самые простые шаги все же сделаны: механизм снижения цен запускается через торговые сети. Так, Владимир Попов сообщил о новых условиях поставок в магазины: "Сейчас цены на закуп масла резко снизились до 90 рублей за литр", – говорит производитель.

Чтобы выдержать цену, ему надо работать на сырье стоимостью 30 тыс. рублей за тонну. Если не соблюсти пропорциональное повышение цен, то рентабельность бизнеса переработчиков будет нулевой или отрицательной.

"Мы между молотом и наковальней", – говорит Маслов. – Кого-то такие условия могут заставить остановить производство, кого-то – убрать с прилавков товар, раздражающий дороговизной, кого-то – снизить стоимость за счет качества.

Холидейвирус мутирует: производители получают новую порцию миллионных исков

Компания "Холидей Маркетинг" готовит десятки многомиллионных исков к компаниям, которые выпускали продукцию под торговой маркой ритейлера

 

Лента новостей