Отношение к рисованию на городских объектах никогда не было однозначным. Показываем, как выглядит уличное искусство в Барнауле сегодня, и объясняем, каким оно станет в будущем
Барнаул не просто так называют городом контрастов. Ни для кого не секрет, что в краевой столице дома прошлого столетия из дерева и камня спокойно соседствуют с современными высотными зданиями. Но не все знают, что, прогуливаясь вдоль главных городских улиц, можно полюбоваться на величественные муралы (большое изображение, нанесенное на стену здания. – Прим. ред.), а заглянув в парк в центре города, оценить фестивальные произведения стрит-арта, отражающие творческие порывы уличных художников. Если же пройти чуть глубже во дворы, то откроется совершенно иной мир ярких гаражных граффити.
"Толк" пообщался с местными экспертами по уличному искусству и выяснил, произведения каких направлений можно встретить в Барнауле, где проходит грань между легальным и незаконным творчеством, а также к чему нас приведет рисование на городских объектах в ближайшем будущем.
Такое разное искусство
Сибирская уличная художница-муралистка и куратор стрит-арт-фестивалей на Алтае Анастасия Петренко, творящая под псевдонимом Petra и известная в Барнауле такими своими работами, как знаменитый Михутка на стене касс стадиона "Динамо" и арт "Три грации XXI века" на площади Октября, рассказала о том, какие направления объединяет в себе уличное искусство и чем они отличаются друг от друга.
Несмотря на то, что обычно Анастасию называют стрит-арт-художницей, потому что это проще для понимания, сама себя она причисляет больше к направлению паблик-арта, ведь практически все ее работы санкционированы.
"Паблик-арт – это одобренное искусство, обычно заказное, которое, чтобы появиться в городе, согласовывается с несколькими структурами. Такое изображение может иметь не только плоскую форму, но и объемную.
Стрит-арт – это про несогласованное искусство либо с допущением того, что есть высказывание художника. У нас в парке "Изумрудный" (речь о росписи объектов в рамках фестиваля уличной культуры "Связь". – Прим. ред.) было больше про стрит-арт. Мы не согласовывали эскизы, а создавали "здесь и сейчас". Как, например, с "Барнаульским метро", где мы дали художникам полный полет для творчества.
Граффити же – это о несанкционированном творчестве. Это основа, с которой все начиналось в уличном искусстве. К граффити относятся больше шрифтовые написания и персонажи, имеющие небольшие размеры", – объяснила Petra.
Помимо этого, изображения на зданиях часто делаются в рекламных целях. К примеру, все, что мы видим на барнаульских вузах, можно назвать рекламным оформлением стен.
Что касается граффити, то они, как и картины, бывают разные, и не все из них можно отнести к произведениям современного искусства. Анастасия рассказала, что существуют даже специальные организации, чьи исследователи оценивают творения стрит-арта как музейные экспонаты и определяют, что есть искусство, а что – нет.
Подробнее об искусстве граффити нам поведал барнаульский художник-граффитист Виктор Минаев.
Зарождение граффити в Барнауле
Как и во многих других городах России, в Барнаул граффити пришли в конце 90-х годов с волной хип-хопа.
"Граффити – часть хип-хоп-культуры, в которую входят еще брейк-данс и рэп. Некоторые начинали с брейк-данса, а потом брались за рисование на стенах. А кто-то, наоборот, и дополнял все это рэпом. Самыми яркими представителями граффити в Барнауле тех лет по праву считаются Андрей 5nak и Андрей Aber", – объяснил художник.
Интересный факт о граффити от Виктора:
На вопрос о том, насколько сегодня развито направление граффити в Барнауле, художник ответил, что оно имеет нестандартное поведение для любого другого города, но типичное для Барнаула:
"Появляется волна художников, которые везде рисуют, а потом резко пропадают. Основная тенденция на ближайшие годы в Барнауле – это появление большого количества произведений стрит-арта и паблик-арта различного масштаба".
"Граффити – Я, стрит-арт – Вам!"
Виктор Минаев также поделился мнением о том, в чем заключается разница между граффити и стрит-артом:
"Самое главное отличие стрит-арта от граффити, по моему мнению, заключается в простом тезисе: "Граффити – Я, стрит-арт – Вам!"
Граффити имеет узконаправленный смысл, в основном обращенный ко внутренней аудитории граффити-художников и любителям современного искусства. Граффитисты пишут только свои имена с помощью классических инструментов (баллончиков, маркеров, валиков) в стилях "бомбинг" и "райтинг". Часто граффити является незаконным.
"Если кто-то быстро написал свое имя на чьем-то гараже без разрешения, то это граффити, и оно нелегально. С точки зрения общественности, это плохо, но с точки зрения искусства и дизайна, это может быть выполнено очень хорошо технически и композиционно, стильно и приятно по цвету. Возможно, автор, делающий сейчас нелегальные граффити шрифты на чужих гаражах, превратится в прекрасного дизайнера типографики, которым мы все будем гордиться. Поэтому, однозначно, граффити – это искусство", – сказал художник.
Стрит-арт, хотя тоже может быть нелегальным, чаще ориентирован на широкую аудиторию. Он создается не только с помощью баллончиков, но и кистей, трафаретов, стикеров и плакатов. Ярким примером стрит-арта является Banksy, который использует трафареты и играет с пространством, вкладывая в свои работы понятный всем смысл.
Лайфхак от Виктора о том, как отличить граффити от стрит-арта:
С какой целью художники расписывают стены?
У каждого творца, вероятно, найдется свой собственный ответ на вопрос, для чего и зачем он занимается творчеством. Виктор и Анастасия рассказали, с какой целью конкретно они преображают городское пространство.
"Я занимаюсь этой деятельностью, потому что она многогранна и не имеет особых рамок. Это уникальный вид искусства, который может привести тебя в мир искусства в целом. Благодаря граффити и стрит-арту я стал заниматься росписью стен, иллюстрацией, дизайном, принимать участие в выставках молодых художников в галереях. Участие в мероприятиях знакомит меня с различными людьми из разных сфер и прокладывает мне путь в интересные города, села, где я, возможно, никогда бы не оказался. Вокруг этой культуры часто крутятся интересные личности, потому что она до сих пор многих завораживает. А знакомство с такими людьми заряжает тебя какой-то нереальной положительной энергией", – сообщил Виктор.
"Для меня окружающая среда формирует сознание человека. И мне бы хотелось, чтобы сознание горожан формировалось больше в позитивном ключе: чтобы они видели не серые коробки, а привлекательные росписи, интересные оформления, чтобы как можно больше было паблик-арта. Таким простым путем мы можем решить архитектурную несостоятельность города. Я считаю, что существует некая миссия: не уезжать из города, а постараться создать вокруг привлекательное пространство для себя, своих родных и гостей. Классно, когда о твоем городе рассказывают, фотографируют разные места, а мурал, к примеру, становится достопримечательностью", – пояснила Petra.
Когда искусство становится вандализмом
Часто тема рисования на стенах в городском пространстве обсуждается не только в позитивном, но и в негативном ключе. Так, искусство может стать вандализмом, когда художники наносят ущерб внешнему виду частного и муниципального имущества, транспорту и памятникам архитектуры. А за порчу имущества и осквернение зданий, в свою очередь, законом предусматривается административная и уголовная ответственность.
"К сожалению, находятся художники, которые пренебрегают нормами ради утоления своего "адреналинового голода" и переступают некую черту.
Но в общей массе любой художник либо старается договориться о рисовании на поверхности, либо делает что-то качественное и интересное. Так, в случае контакта с людьми те остаются адекватными и доброжелательными, даже если рисунок был выполнен на несогласованной поверхности.Если же художник рисует что-то на административной собственности, то, скорее всего, он четко все взвесил, совершает действие осознанно, и для него не станут сюрпризом примененные к нему санкции", – разъяснил Виктор.
Анастасия Петренко также придерживается мнения, что все нелегальное должно быть закрашено.
"Если граффити-художники хотят, чтобы работы как можно дольше оставались, они находят такие места, куда трудно добраться службам ЖКХ. К примеру, частные гаражи, которые точно никто не будет трогать, заброшки, крыши. А за рисование на административных зданиях выставляются штрафы. К примеру, за рисунок на электричке последует штраф в размере покраски всей электрички", – рассказала художница.
Легализация уличного искусства
О законности современного уличного искусства "Толк" узнал у культуролога и сотрудницы Государственного художественного музея Алтайского края Виктории Боруновой.
Собеседница рассказала, что, поскольку изначально граффити создавались нелегально, исторически сложилось так, что стрит-арт часто воспринимается в обществе как вандализм. Тем не менее сегодня мы имеем возможность наблюдать за тем, как происходит легализация и институционализация уличного искусства:
"Интерес к стрит-арту ежегодно растет, что привело к появлению многочисленных согласованных ежегодных фестивалей. Художники уличной волны уже давно не скрываются и выходят из поля анонимности, сотрудничая с культурными институциями и городскими властями, а те в свою очередь видят в стрит-арте позитивную составляющую для обогащения культурной городской среды".
Топ самых ярких произведений
Виктория также поделилась своими фаворитами произведений уличного искусства, которые стоит обязательно увидеть, прогуливаясь по Барнаулу:
- Парк "Изумрудный", который благодаря фестивалю уличной культуры "Связь" стал музеем стрит-арта под открытым небом – советую внимательно и не спеша прогуляться по парку и найти все 9 объектов, созданных известными сибирскими уличными художниками этим летом: от "Барнаульского метро" Миши Мака до "Портала в природу" содружества художников "Крепкий палец". Удобно, что каждый объект обозначен табличками с указанием автора и названия работы.
- Работы Анастасии Петренко, выполненные совместно с Государственным художественным музеем Алтайского края: знаменитые "Три грации XXI века", украшающие баннер у фондохранилища музея по ул. Советской, 28 на площади Октября, и яркий дворик временного здания музея по ул. Максима Горького, 16, увидеть который можно даже с улицы.
- Трамвай, курсирующий по маршруту 1, расписанный художником Евгением Алехиным в рамках фестиваля "Tok fest", – всмотритесь в абстрактный рисунок на нем и увидите слово "Победа" (фестиваль был приурочен к 75-летию Великой Победы, и трамваи были расписаны на эту тему, однако среди всех рисунок Евгения действительно выделяется и выглядит вне времени, а смысл слова каждый может трактовать для себя сам).
- Не граффити и муралы, но тоже разновидность уличного искусства – многочисленные мозаики проекта "Здеся был Вася", разбросанные по всему центру города. Прекрасный повод посмотреть под ноги – несколько лет назад участницы проекта художественно "залатали" дыры на тротуарах Барнаула, подарив городу новые объекты искусства и азарт в процессе поиска и нахождения новых мозаик.
Что нас ждет впереди
На вопрос о будущем уличного искусства в Барнауле каждый из экспертов ответил по-своему. Виктор Минаев придерживается мнения, что оно очень размыто. Однако есть определенная тенденция: будет появляться все больше работ паблик-арта, направленных на широкого зрителя и рассказывающих конкретную информацию о личностях или событиях.
"Так как в Барнауле нет инфраструктуры для граффити-художников (школ, легальных мест для рисования, галерей), то будут просто модные явления, как мы видим сейчас тэги (надписи со своим именем) повсюду в разных проявлениях. Но сильных и известных художников, я думаю, это не породит", – высказался художник.
Виктория Борунова и Анастасия Петренко, в свою очередь, поделились позитивным взглядом и надеждой на развитие уличного искусства в краевой столице.
"Уверена, что у барнаульского уличного искусства прекрасное светлое будущее: у нас есть кому развивать это направление, есть интерес, а следовательно, и поддержка со стороны властей, и есть тысяча возможностей делать это грамотно, красиво и с удовольствием. Мечтаю и верю, что Барнаул сможет в скором времени пополнить список стрит-арт-столиц России", – сказала Виктория.
"Я надеюсь, что мы будем и дальше проводить фестивали, развивать направление паблик-арта в городской среде и привозить как можно больше крутых современных художников со всей России, а возможно, и мира, чтобы они делились своим уникальным стилем, как это случилось с парком "Изумрудный". Так у людей появляется насмотренность, формируется вкус. Поэтому, думаю, город будет развиваться, а наша команда "Связь" будет способствовать этому каждый день. К слову, совсем скоро, на День города, мы проведем очередной фестиваль, который посетят звезды граффити-культуры", – заключила Анастасия.