Около 100 тысяч взрослых людей и еще более тысячи детей в Алтайском крае болеют сахарным диабетом первого и второго типов. И это цифра продолжает расти
Ежегодно пациентов с сахарным диабетом становится все больше как в Алтайском крае, так и во всем мире. Многие люди даже не догадываются о заболевании, поскольку сахарный диабет второго типа может протекать скрыто и длительное время ничем себя не проявлять. Последствия диабета очень плачевные, при отсутствии должного контроля за заболеванием ведут к инвалидизации и преждевременной смерти больных. Главный внештатный эндокринолог края Оксана Заплавнова и начальник отдела лекарственного обеспечения и фармацевтической деятельности регионального минздрава Тарас Хамрилов рассказали "Толку" о том, чем опасно это заболевание, можно ли его избежать, что такое инсулиновые помпы, а также о льготах, которые положены таким пациентам.
"Проблема серьезна"
– Оксана Дмитриевна, насколько серьезна проблема с сахарным диабетом в Алтайском крае?
– Эта проблема серьезна не только в Алтайском крае, но и во всем мире, потому что количество людей, заболевших сахарным диабетом, особенного второго типа, год от года растет. Это связано с урбанизацией, с образом жизни, с тем, что становится все больше людей с избыточной массой тела и ожирением, сопровождающимися гипертонией и высоким уровнем холестерина крови, которые являются факторами риска развития заболевания. Проблема особенно остра в связке с сердечно-сосудистой патологией, онкологией и смертностью.
– Сколько человек страдает этим заболеванием в Алтайском крае?
– В крае сахарным диабетом страдает порядка 100 тыс. взрослых людей. Основная масса – пациенты со вторым его типом. К этому числу можно прибавить еще примерно тысячу заболевших детей.
– Какова динамика развития заболевания? Ежегодно количество больных становится больше или, наоборот, меньше?
– Вопрос очень интересный в свете последнего времени. В течение 20 лет у нас неуклонно росло количество людей с сахарным диабетом. К сожалению, за 2020 и 2021 годы мы потеряли много пациентов вследствие ковида. Инфекция накладывалась на сопутствующую патологию, а диабет – самая большая группа риска, наши пациенты умирали чаще других. Проблема усугублялась тем, что из-за закрытия или ограничения оказания плановой медицинской помощи также не проводилась диспансеризация населения, из-за чего снизилось своевременное выявление сахарного диабета второго типа.
Для сравнения, если в 2018 году у нас было выявлено 8350 взрослых пациентов, в 2019-м – около 9 тыс., то в 2020 году – 5,1 тыс., в 2021 году, когда ситуация с плановой помощью была получше, – 6,6 тыс. Хоть за последние два года общее количество больных у нас уменьшилось, в настоящее время оно уже вновь достигло показателей 2019 года.
"Оба типа опасные"
– Расскажите о заболевании в целом, какие есть типы и какой опаснее?
– Оба типа сахарного диабета очень опасные, просто это два абсолютно различных заболевания, которые исторически одинаково называются. Это произошло из-за того, что клинически они проявляются повышенным сахаром в крови. Но первый тип – это диабет молодых и худых, им заболевают в основном дети и молодежь, реже – люди более старшего возраста.
Второй тип может развиваться плавно и протекать более скрыто, но это немой убийца. Он очень часто манифестирует сердечно-сосудистыми осложнениями: инфарктами и инсультами. У очень многих пациентов, которые никогда никуда не обращались, после обследования, которое они проходят по поводу этих событий, выявляется сахарный диабет.
– Какие факторы риска развития заболевания у взрослых? Любой ли человек может заболеть и как этого избежать?
– К сожалению, сказать что-то по первому типу очень сложно. Почему запускается аутоиммунный процесс, как его предупредить и остановить разрушение клеток, вырабатывающих инсулин, мы пока не знаем. Конечно, наследственность играет большую роль. Если папа болеет этим типом диабета, то риск развития у ребенка составляет 5%, если мама – 3%, если оба родителя – порядка 12%. Но встречаются и такие семьи, где раньше никто не болел, а у ребенка развивается данная патология.
Со вторым типом история немного другая. Почему их гораздо больше? Это социально значимое заболевание, которое во многом зависит от образа жизни человека: от массы тела, наличия гипертонии, физической активности. Поскольку это многофакторное заболевание, большую роль, несомненно, влияет и наследственность, но существуют еще и модифицируемые факторы риска, на которые человек может повлиять. Это, например, курение, питание и вес. Профилактика здесь – только здоровый образ жизни.
"Лишь один из методов"
– Существуют ли в крае проблемы с инсулиновыми помпами?
– Помповая терапия – один из методов введения инсулина, к назначению которого есть показания и противопоказания. Цель лечения сахарного диабета – поддержание нормального уровня глюкозы крови любыми возможными способами, достигаемое любым подобранным способом введения инсулина. Многие считают, что помпа – такое устройство, которое будет делать все за человека. Но это не так. При переводе на помповую инсулинотерапию пациент должен научиться самостоятельному управлению диабетом с помощью данной методики, постоянно менять вводимые дозы инсулина в зависимости от различных жизненных ситуаций, не только многократно определять сахар крови, но и реагировать на эти показатели коррекцией вводимой дозы.
Недопустимо, когда у пациента на помповой инсулинотерапии показатели гликемии хуже, чем при обычных методах введения на традиционных человеческих инсулинах. Если не уметь пользоваться данной методикой, не соблюдать правила жизни больного на помповой инсулинотерапии, то необходимого эффекта не будет, состояние может даже ухудшиться.
На приеме бывают как люди, которым подходит только помповая терапия, так и достигающие отличных показателей гликемии на обычных режимах введения. Очень сложно сказать, существует проблема или нет. Главное здесь то, что должна быть организована система мониторинга и обучения таких больных (в основном это пациенты с первым типом диабета) для подбора подходящей для них схемы, метода лечения, вида препарата, своевременной коррекции коэффициентов, особенно это важно в ситуациях, когда человек с этим сам не справляется.
– Какое количество заболевших в крае имеет помпы?
– Фактически около 200 взрослых человек в регионе получают лечение методом помповой инсулинотерапии. Много это или мало, сказать не могу. Наша задача – индивидуально для каждого пациента подобрать тот метод введения инсулина, который ему удобен и будет максимально эффективен.
"Льгота – стопроцентная уверенность"
– Тарас Алексеевич, какое лечение требуется больным сахарным диабетом? Что пациенты получают бесплатно, что приобретают за свой счет?
– Для лечения сахарного диабета первого типа требуется инсулинотерапия. Приоритет отдается современным аналогам инсулинов, действие которых очень близко к физиологической секреции инсулина. Что касается второго типа, он настолько гетерогенен и разнообразен, арсенал сахароснижающих препаратов в настоящее время настолько велик, что комбинация и дозы препаратов назначаются индивидуально. Далее человек должен постоянно получать лечение, регулярно в течение дня измерять уровень гликемии домашним глюкометром и обязательно (так же как и пациенты первого типа) корректировать дозы сахароснижающих препаратов в зависимости от уровня гликемии.
Отметим, что лечение пациентов с сахарным диабетом по назначению врача (в соответствии с клиническими рекомендациями) полностью бесплатное согласно законодательству.
– Какие льготы есть у взрослых и детей, страдающих этим заболеванием?
– Есть федеральные льготники (люди, имеющие инвалидность), а есть региональные (без инвалидности). От категорий льготности зависят источники финансирования – федеральный или региональный бюджеты.
В зависимости от того, какой тип сахарного диабета у пациента, по назначению врача они получают инсулин, таблетированные или инъекционные сахароснижающие лекарственные препараты других групп, средства самоконтроля, расходные материалы к инсулиновым помпам по федеральной или региональной льготе бесплатно.
Также в 2022 году в Алтайском крае внесены изменения в территориальную программу госгарантий – для детей, находящихся на помповой инсулиновой терапии. Теперь дети, получающие помповую инсулинотерапию, обеспечиваются сенсорами непрерывного мониторинга уровня глюкозы.
– Есть ли в крае недостаток лекарств для пациентов с сахарным диабетом?
– На данный момент пациенты обеспечены всем необходимым. Однако важно сказать, что очередные поставки некоторых медицинских изделий по графику мы не получили. Производство, например, тех же самых сенсоров для мониторинга уровня глюкозы осуществляется на территории США, и логистически проблему сейчас решить очень сложно. Эта история остро стоит не только в нашем регионе, но и во всей стране. Мы ведем работу и с поставщиками, и с официальными представителями.
На момент полного отсутствия систем непрерывного мониторинга мы сможем в полной мере обеспечить детей тест-полосками, которые также определяют уровень глюкозы в крови. То есть заменим одно другим.
С наличием лекарств, как импортных, так и отечественных, на рынке проблем нет. Но в свете последних событий также могут появиться логистические проблемы. Сейчас трудно прогнозировать, какая дефектура возникнет в последующем, но у нас на складе имеется определенный запас на срок от шести до восьми месяцев, за которым мы следим и регулярно пополняем.
По статистике текущего года, 23% льготников отказались от обеспечения лекарственными препаратами в пользу денежной выплаты. Нужно сказать, что те люди, которые остались в льготе, гарантированно будут обеспечены препаратами. Льгота – это стопроцентная уверенность.