Архитектор Александр Деринг показал на градосовете проект дома на ул. Пролетарской, 80. Сергей Боженко назвал его "спичечным коробком"
Проект жилого дома в исторической части Барнаула – на ул. Пролетарской, 80 – встретил на градосовете 4 февраля ураган критики. Проектировщиков упрекнули в "неэлитной" архитектуре не для исторического центра. Но автор эскиза Александр Деринг не собирается идти на попятную и пририсовывать башенки в тон окружающей застройке. Баталия вновь обнажили застарелые проблемы застройки "старого города".
Ситуация "выпавшего зуба"
Представленный проект подвергся ураганной критике. Депутат Евгений Носенко посетовал, что с нетерпением ждал презентации эскиза дома на ул. Пролетарской, 80. Он даже подумывал купить там квартиру, потому что элитное жилье в соседних домах – на Ленина, 31 и на Партизанской, 83 – уже не соответствует современным требованиям.
"Вы применяете хороший кирпич для отделки фасада. В Москве много таких домов строят. На этом, наверное, все, что меня порадовало, – говорит Носенко. – Застройку на этом участке ждали лет 10, но вы не смогли до конца скупить оставшиеся строения в квартале. Мы теряем шикарную площадку для элитного дома. Он никогда тут уже не встанет".
Главный архитектор края Виктор Четошников добавил, что квартал (ул. Пролетарская, Партизанская, пр-ты Ленина и Социалистический) практически расселен под застройку. Большую территорию ближе к Социалистическому забрала прокуратура под новый офис.
"Остались только три потенциальные площадки под застройку. Там мало что остается, чтобы выстроить фронт этой улицы. Мы получим ситуацию "выпавшего зуба" – фрагментарную точечную застройку", – настаивал Виктор Четошников.
"Не буду лепить башенки"
Другой блок претензий касался "неэлитного" вида здания. Александр Деринг не соглашался с выступающими, заявляя, что оно элегантное, без излишеств. Однако с его аргументом жестко поспорил Сергей Боженко (в прошлом главный архитектор Барнаула):
"Этот квартал примыкает к историческому центру города. И мне бы хотелось, чтобы автор деликатнее отнесся к участку и проектированию. /…/ Несмотря на контрастность цветового решения фасада, мы видим в исторической зоне города параллелепипед. Это просто спичечный коробок, который невыразителен по своей пластике. /…/ Мы ждали более интересное здание, а не силуэт типовой девятиэтажки".
Впрочем, не все участники градосовета согласились с критикой. Главный специалист Алтайохранкультуры Анна Ситникова отметила:
"На мой взгляд, оно уравновешено. На таком небольшим участке и так много проектов с куполами, угловыми решениями и акцентами. Они будут диссонировать друг с другом. Тем более в зонах регулирования застройки (памятников архитектуры, в которые попадает проект, – прим. ред.) указаны требования и одно из них – нейтральное решение по отношению к объекту культурного наследия".
Эти слова подбодрили Деринга, и спор с Боженко продолжился:
– Не нужно навязывать мне сюда башен. Я ничего этого делать не буду. Копировать сюда элементы из классики – это абсурд. Мне не стыдно за мою архитектуру.
– Мы говорим об активном силуэте здания. Не передергивайте!
– А что такое активный силуэт? У меня предельная высота здания – 28 метров. Я что, тут должен крыши какие-то делать? Это абсурд. Это спокойный дом. Мы сознательно это делали.
Другие цифры
Третий блок претензий касался расчетов при проектировании. Члены градосовета, например, сомневались в правомерности выбранной высотности здания и соблюдения нормативов по озеленению – уж слишком мало деревьев и кустарников вместилось на площадке. Да и сосредоточить их удалось только со стороны ул. Пролетарской.
Также их не убедило расчетное количество населения в будущей новостройке. Оно показалось заниженным, а это напрямую влияет на решения по парковкам, озеленению, прогулочным площадкам и так далее.
"Проект должен быть переработан исходя из территории и объема, а также озеленения. Мне кажется, что здесь будет другое решение", – добавил Виктор Четошников.
Оголенные нервы
Эскиз дома на ул. Пролетарской, 80 стал первым в историческом центре Барнаула за последние три года. Дело в том, что закон обязал разработать для каждого исторического здания охранные зоны. Они должны показывать, где и какие новые здания допустимы для строительства. То есть урегулировать застройку. И пока Алтайохранкультура готовила документ, стройка стояла.
Однако его итоговая версия едва ли ответил на злободневные вопросы. Она, напротив, начала спорить с другими градостроительными документами (как раз поэтому возник спор из-за высоты здания).
Как решить этот вопрос, все собравшиеся на градосовете знают – городу нужен детально продуманный план застройки исторической территории.
Такой, который раз и навсегда ответит, какого типа и архитектуры здания допустимы рядом с культурным наследием. Должны ли они мимикрировать под архитектуру царской эпохи? Допустимы ли яркие акценты современных решений? Может ли рядом, допустим, с краснокирпичным магазином "Красный" появиться зеленое здание?
"Я готов разработать такой проект – дайте задание, – обратился Деринг к градосовету, в который входят городские и краевые чиновники. – А в противном случае мы так и будем тыкаться в попытке найти правильное решение".
Представитель строительной компании "СОК" Андрей Щукин рассказал, что девелопер год потратил на то, чтобы выкупить эту площадку.
"Мы расселили 60 человек. На двух оставшихся участках еще столько же. Там есть люди, которые умерли в 2007 году, и никто не вступил в наследство. Есть те, кто сидит в тюрьме или наркоманы, то есть не могут подписывать документы. И этим сегодня никто не занимается", – рассказал Щукин и добавил, что одни собственники вообще не собираются продавать дом, а другие торгуются.
Спикер подчеркивал, что им удалось хотя бы частично решить эту проблему: "Давайте откровенно: у людей в центре города нет канализации и отопления, они помои выкидывают на улицу. Чтобы расселить их, потребуется еще год. Мы на самом деле занимается этим".
В сухом остатке
Баталию, которая разгоралась в ходе обсуждения проекта дома на ул. Пролетаркой, 80, остановил Антон Воробьев, начальник комитета по строительству и председатель градосовета. Он заметил, что "СОК" потратил год на выкуп участка и может больше времени уделить проектированию. Предложенное решение отправили на переработку. От архитекторов ждут:
- проработанное объемно-пространственное решение,
- учет при проектировании существующей застройки,
- проработанный вопрос размещения площадок и озеленения территории,
- комплексный подход к проектированию с учетом планируемой застройки.
Башенки не надо рисовать, но сейчас жилой дом похож на административное здание. Конечно, он лучше соседнего Пилота, но все же ожидалось тут что-то более интересное.