Алтайские строители позвали на свое совещание замминистра по строительству и заявили, что накипело, потому что главные проблемы отрасли не решаются
В 2021 году Союз строителей Алтайского края будет искать землю под жилье, займется ценообразованием для госстроек, изменением зоны сейсмичности в регионе. Но самое главное – выстраиванием продуктивных отношений с местной властью. Потому что разговор на разных языках загоняет местный бизнес в угол.
Эту проблему обсуждали на заседании правления союза 28 января. Сюда пригласили замминистра по строительству Игоря Спивака. Тон задала состоявшаяся накануне пресс-конференция министра строительства Ивана Гилева, где он заявил: в отрасли все хорошо, план по вводу жилья выполняется. У строителей другое, прямо противоположное мнение.
Проблема №1. Земля
Ситуация с землей под новостройки в Барнауле стала настолько острой, что в 2020 году строители составили список перспективных участков. Предложения обсудили 1 декабря 2020 года у вице-премьера региона Александра Климина. В нем участвовали представители управления по имуществу региона, и четыре крупных участка решено было включить в оборот.
Но, рассказал председатель правления Союза строителей Александр Мишустин, по итогам этого совещания не появилось протокола и соответствующих распоряжений: "И что произошло? Администрация города выпустила постановление о поправках в генплан и, естественно, намеченные участки туда не вошли!".
В результате, возмущаются строители, земля в краевой столице стремительно дорожает. Цена предложения выравнивается к итогам аукциона, который состоялся летом 2020 года. Тогда компания "Союз" Владимира Отмашкина в ожесточенной борьбе купила квартал за полмилларда рублей и предприниматель заявил, что это сигнал к оттоку инвестиций из региона.
"Теперь и другие собственники такие цены заламывают, что в цене квадратного метра жилья земля занимает уже 5 тыс. рублей против нормальных 1,5-2 тыс.! А вы не опупели?", – возмутился Юрий Гатилов, руководитель компании "Жилищная инициатива" и председатель СРО "Алтайские строители".
Что говорит власть
На пресс-конференции Иван Гилев подчеркнул: для выполнения планов по вводу жилья в Барнауле и в целом в Алтайском крае земли достаточно на ближайшие 10 лет. На будущее готовят 800 га со стороны аэропорта. Но часть его накрывает седьмая приаэродромная зона, которая запрещает строить жилье. Чтобы ввести в оборот эти сотни гектаров, надо целенаправленно заниматься вопросом.
Есть во властных кругах и другое мнение. По оценкам главного архитектора Алтайского края Виктора Четошникова, земли хватит только на два-три года.
Проблема №2. Госзаказ и ценообразование
По оценкам экспертов Союза строителей, за последние три года по 75% госконтрактов не выдержаны сроки ввода объектов. В сложившихся условиях на торги не хочет или не может идти большая часть участников рынка. При этом есть подрядчики, которых такое положение дел устраивает. Их юристы выискивают в аукционной документации недочеты и находят основания для смещения сроков строительства и других условий контрактов.
"Наверное, такая работа всех устраивает. Но это не делает чести никому, а, скорее, наносит урон бюджету Алтайского края. /…/ Да, наверное, кого-то надо наказывать и со стороны заказчика, и со стороны исполнителя. Если эти вопросы не поднимать, то так и будем в болоте кувыркаться", – подчеркнул Александр Мишустин.
В свою очередь Юрий Гатилов заявил, что при существующих условиях работы он в госстройках участвовать не будет: "Потому что они убыточны. Мы уже похоронили "СтройГАЗ, "Алтайкосохимстрой". А мелкие компании мрут потихоньку, никто и не видит".
И в таких условиях очередной "красной тряпкой для быка" стала ситуация с ценообразованием на стройки по госконтрактам (школы, сады, медучреждения) в период коронакризиса. Строители говорят, что президент, правительство РФ и федеральные эксперты дали добро на то, чтобы суммы по уже действующим контрактам и по проектам в высокой стадии готовности пересматривали в сторону увеличения.
"Противоковидные мероприятия: маски, антисептики, обработка транспорта, организация питания – могут обходиться компаниям в 400 тыс. рублей в день! – рассказывает Зинаида Герасимович, исполнительный директор СРО "Алтайские строители". – Это колоссальные деньги, которые можно было бы компенсировать предпринимателям".
Союз строителей написал письмо в краевой минстрой с просьбой дать соответствующие распоряжения его же структуре – КАУ "Единый стройзаказчик". "Но в ответ минстрой отписался "на усмотрение заказчика" и цена контракта осталась прежней", – говорит Мишустин.
"Угроза нависла над всей социалкой. Не выполняя контракты сегодня, мы сокращаем сумму финансирования из федерального бюджета завтра. А речь идет не только о нас, строителях, но и об отрасли в целом", – добавил Юрий Гатилов.
Что говорит власть
Игорь Спивак попросил строителей не делать громких заявлений относительно несоблюдения сроков по 75% госконтрактов. По его словам, в Алтайском крае только по двум контрактам расторгнуты договоры с подрядчиками. С остальными все в порядке.
"При плане финансирования 3,4 млрд рублей (гособъектов в 2020 году), освоение средств составило 87%. И то было бы практически 100%, но по туберкулезному диспансеру прошло перераспределение средств. Потому что невозможно проводить работу по существующему контракту. Готовится документация для еще одного конкурса", – сообщил Спивак.
Напомним, тубдиспансер в Новоалтайске – это долгострой с 2011 года. Сначала им занимался "СтройГАЗ", потом "Селф". Проект стал меньше, а инвестиции уже превысили 1 млрд рублей. На достройку требуется еще 770 млн рублей.
Проблема №3. Нерабочий аппарат
Строители обращают внимание: штатное расписание министерств и ведомств не годится для работы. Например, из 97 сотрудников минстроя только 17 человек напрямую занимаются вопросами стройки. Зато внутренним документооборотом – 20 человек, вопросами экономики примерно столько же.
Поэтому в краевом минстрое, считают строители, попросту пропустили период обсуждения изменения зоны сейсмичности, а также проект по приаэродромным территориям. Все это тяжелым грузом ложится на строителей и весь регион. Ситуация серьезная. Те же зоны по сейсмичности следует теперь соблюдать не только для нового строительства, но и при реконструкции здания. Объем затрат еще предстоит оценить.
"Но все понимают, как формируется бюджет на строительство, – говорит Александр Мишустин. –Алтайскому краю, грубо говоря, дают 10 млрд рублей. Раньше на них можно было построить 10 школ, а теперь только семь, потому что цена строительства увеличилась на 30%!".
Недопонимание между строителями и чиновниками просматривается в самых разных вопросах. "Какая у нас незавершенка? 1,3 млн кв. метров, как сказал Гилев. Или 900 тыс., как приводит цифры Госинспекция (это количество кв. метров, на строительство которых выдано разрешение, – прим. ред.)? Мы видим, что разрешений на строительство стало резко меньше, а мы говорим о радужных перспективах ввода жилья 2021-2022 годов", – продолжил Мишустин.
В плане работы Союза в 2021 году отдельным пунктом стоит выстраивание отношений с властью. Впрочем, этому пункту находится место в планах каждого года. Вот и в 2020 году строители ждали, что правительство региона подпишет с ними соглашение о взаимодействии. Бумагу готовили год, а потом она пропала из вида. До сих пор соглашение не подписано.
"Профессионалы говорят на одном языке. А когда с одной стороны строители, а с другой – юристы и экономисты, разговор переходит в другую плоскость. Мы говорим на птичьем языке", – подытожил Мишустин.
Что говорит власть
Министр Иван Гилев сообщил, что возможно Алтайскому краю разрешат подготовить проект районирования территории Барнаула, то есть обосновать сейсмичную зону не в восемь, а в шесть-семь баллов. Оплатить и организовать работу, скорее всего, предложат строителям, потому что "они в этом заинтересованы".
Игорь Спивак, который покинул совещание в самый разгар обсуждения, предложил встретиться строителям и чиновникам на другой площадке, пригласив прессу. Там можно будет по каждому вопросу дать развернутый ответ.
Хосподя....им ли жаловаться? Постоянно все у них плохо, ущемляют бедныйх.Товарищи- вы столько бабла подняли даже за этот год. Мало да?