Дальше-то что, или Зачем встречались алтайские власти и представители турбизнеса

Впервые алтайские власти выслушали туристический бизнес края. И даже предложили помощь

Впервые за многие годы региональная власть решила наладить диалог с представителями туристической отрасли. Первая и, судя по заявлению первого лица региона, не последняя встреча прошла 24 апреля. Прошедший круглый стол носил скорее ознакомительный характер: бизнес рассказал губернатору о своих проблемах и просил помощи в решении некоторых вопросов. Виктор Томенко пообещал посильную помощь и даже предложил создать единый совет по вопросам развития туризма на Алтае под его руководством.

О практической ценности встречи и перспективах сотрудничества "ТОЛК" расспросил члена правления АРАТ Наталью Гордееву.

– Наталья, во-первых, в чем ценность этой встречи и, во-вторых, какого практического выхлопа можно ждать?

– В первую очередь хочу сказать, что радует изменение формата взаимодействия с исполнительной властью Алтайского края. Потому что прямого взаимодействия с первым лицом региона, обозначения проблем с предложением вариантов и путей их решения в Алтайском крае не было давно. Второй момент: есть разница, когда ты фактически взаимодействуешь с человеком напрямую, минуя определенный бюрократический бумажный аппарат.

Другое дело, что говорить о практическом выхлопе или практике решения проблем, обозначенных на мероприятии, наверное, пока рано. Дело в том, что для турбизнеса это новый формат взаимодействия. И, наверное, в любой отрасли, в которой уже прошли подобного рода рабочие встречи, многие занимают не то что наблюдательную позицию – нет, мы как работали, так и продолжаем работать. Вопрос в другом – услышат ли нас и какие шаги будут приниматься для исполнения задач, которые были обозначены.

– Вы говорите: "Услышат нас". О каких проблемах идет речь? Например, на встрече опять говорилось о дорогих перелетах и возможном субсидировании авиаперевозок. Как здесь может помочь региональная власть?

– Одно дело, если власть обращает внимание на этот вопрос. Другое, что у нас есть представители в Совете Федерации, которые могут лоббировать интересы края. В первую очередь мы говорим вот о чем: долгое время существовала субсидированная перевозка на Алтай, но только в республику. И когда с нашими законодателями говоришь, что нам нужна субсидированная перевозка именно в Алтайский край, нам говорят (говорят люди, которые не живут здесь, кто живет в Москве), мол, а что вы хотите? Вам же поставили субсидированную перевозку. То есть для них, по большому счету, Республика Алтай и наш регион – это единое целое. То есть им все равно, сюда люди прилетят или в Горно-Алтайск. А мы заинтересованы в развитии в первую очередь своего региона.

– А в нашем регионе есть что-то сопоставимое с тем, что предлагает Горный? Не считая Белокурихи и Ярового?

– В любом случае исторический пласт Алтайского края не менее интересен, чем природная составляющая Республики Алтай. И можно совместить приятное с полезным. С учетом того, что в Барнаул прилетает гораздо больше рейсов, чем в тот же самый Горный.

И зачастую ввиду отсутствия субсидированной перевозки стоимость перелета в Барнаул гораздо выгоднее (с учетом трансфера до республики). На мой взгляд, здесь есть о чем говорить.

– Тема субсидирования авиаперевозок поднимается не один год. Все знают, что летать из Алтайского края и в Алтайский край дорого. Более того, мы один из самых дорогих регионов для путешествий. Эту проблему не решали раньше, потому что не могли или не хотели?

– Я не могу высказаться здесь с позиции эксперта, потому что я, возможно, не знаю каких-то нюансов. Но то, что с нашим аэропортом очень сложно взаимодействовать, – это я могу сказать по опыту работы с ним. Почему? Я не знаю. Это крайне сложно. Бизнесу работать с нашим аэропортом непросто.

– В чем эта сложность проявляется?

– Абсолютно во всем. С позиции аэропорта по отношению к чартерным рейсам, по отношению к работе по привлечению к нам каких-то сторонних авиакомпаний, с позиции аэропорта по бронированию мест в гостинице. Много нюансов. Например, мне проще забронировать гостиницу через третью систему, чем напрямую.

– Виктор Томенко пообещал, что подобные встречи продолжатся.

– Конечно, это был бы идеальный вариант. Причем, как мы увидели,  формат взаимодействия неплохой. Другое дело, что есть действительно смысл не создавать какой-то дополнительный  общественный совет, их достаточно много. Можно просто сохранить формат рабочих встреч, скажем, с чуть более узкопрофильной направленностью. Потому что этого часа на все-все не хватит. Мы говорили о туризме в целом, но туризм состоит как из представителей туроператорского пула, так и из гостиничного сектора, санаторно-курортного сектора. И, соответственно, сельский туризм не скинешь с чаши весов. Это все в целом и составляет работу общественного совета, по большому счету.

В 2019 году сократилось число людей, которые согласны отказаться от комфорта ради экономии

– На встрече поднимали вопрос о нежелании туристов платить курортный сбор. Сегодня эксперты говорят, что спрос на Белокуриху в последние годы падает, а туристический налог не способствует добавлению популярности отдыху в городе-курорте.

– Это на самом деле так. Здесь есть несколько точек преткновения, вокруг которых постоянно возникают споры. Первая – информирование. Человек, который не собирается сегодня в Белокуриху, практически ничего не знает о курортном сборе. До того момента, пока он не решит поехать отдыхать к нам. Допустим, он купил путевку в Москве. Многие московские туроператоры либо не акцентируют внимание туриста, что на территории Алтайского края взимается курортный сбор, либо не знают об этом новшестве.

И, соответственно, когда турист приезжает, он думает, что уже за все заплатил. Но его уведомляют на месте о необходимости заплатить курортный сбор. И здесь вопрос принципа: с чего вдруг я должен платить?

– Потому что территории, видимо, нужны деньги.

– И здесь как раз тот момент, о котором мы говорили на круглом столе, – необходимо делать наглядную агитацию, как бы это ни звучало. А что сделано на средства курортного сбора? Чтобы не получалось так, что благое, по сути, дело стало дополнительным бюрократическим побором. У простого туриста, нашего гостя, может сложиться впечатление, что этот сбор идет на содержание аппарата. А что на управление упала дополнительная огромная нагрузка по администрированию курортного сбора – гость об этом не знает. Точно так же, как он не знает, на что были потрачены средства от сбора в 2018 году. Это должно быть наглядно и доступно для всех. И для туристов, и для жителей Белокурихи.

Организаторы готовят для гостей интересную программу

– А что касается увеличения ставки курортного сбора и желания понизить ее обратно до 30 рублей – это возможно?

– Это возможно. В любом случае краевые власти имеют возможности по регулированию сборов. Этим надо заниматься. Но не поднимание сбора должно быть обосновано. И плюс, если жители региона не будут платить этот сбор, на мой взгляд, это будет очень хорошо. Потому что это не очень справедливо. Когда семья из Барнаула, допустим, с двумя детьми собирается на отдых и считает, сколько денег дополнительно она потратит на курортный сбор, то резонно встанет вопрос: в Белокуриху ехать на несколько дней или в Республику Алтай.

– Кто выбирает Белокуриху для отдыха? Кто является целевой аудиторией курорта?

– У нас много подгрупп целевой аудитории. С одной стороны, это жители Алтайского края и соседних регионов. Да, имеющие доход чуть выше среднего. Потому что 12-14 дней санаторно-курортной путевки в Белокуриху при ее настоящей стоимости не все могут себе позволить.

Во-вторых, это люди из европейской части России, которые приезжают чаще всего по "сарафанному радио", когда кто-то хорошо отдохнул на Алтае и делится восторженными отзывами. И в любом случае отдых в Белокурихе, если его сопоставить с санаторно-курортным лечением в той же Московской области, в Санкт-Петербурге, то мы выигрываем даже с учетом перелета. К тому же у нас огромнейший плюс – наша природа.

Ну и, соответственно, близлежащие страны СНГ, кто хорошо помнит, что такое Белокуриха и что такое Алтай. Мы говорим о Казахстане. Это если говорить "широкими мазками". Конечно, выборку можно сделать и более детальную.

Объем услуг туристической отрасли Алтайского края в 2018 году составил 4,2 млрд рублей. Это + 12% к уровню 2017-го. По словам начальника управления по развитию туризма и курортной деятельности региона Евгения Дешевых, объем поступлений от всех видов туристской деятельности, налогов и сборов за 2018 год составил 6,5 млрд рублей. 
В  крае работает около тысячи объектов туризма. В том числе это коллективные средства размещения, санаторно-курортные учреждения, гостевые дома, турбазы. А более 200 организаций оказывают в регионе туроператорские и турагентские услуги. В сфере турбизнеса в регионе задействовано свыше 13 тысяч человек. 
На протяжении последних трех лет регион ежегодно посещают не менее двух миллионов туристов.
Читать tolknews.ru в

Лента новостей