Перебои ввоза продукции из-за границы привели к росту цен на овощи на три-пять рублей за килограмм, и это не предел
В марте руководство Казахстана запретило вывозить овощи, которые имеют повышенный спрос на местном рынке. В результате уже более двух недель местные продавцы не получают на свои склады картофель, морковь, капусту, свеклу и лук. Также есть перебои поставок из других стран.
Руководитель "СоюзАгро" Алексей Болотин рассказал "ТОЛКу", что речь идет не просто о повышении цены из-за дефицита продукции, а о продуктовой безопасности региона.
Приграничный бардак
Колебания цен на овощи носят сезонный характер. Самая выгодная пора для покупки – период уборки урожая, затем цена начинает расти. Для покупателей это становится ощутимым с конца апреля – начала мая.
К этому времени у производителей и оптовиков заканчиваются запасы. А оставшиеся перед поставкой на прилавок надо сортировать от испорченных плодов, а значит, оплатить затраты на это.
В 2020 году рост цен на овощи связан еще с одним мощным фактором. Алексей Болотин рассказал, что через границу из Казахстана сейчас не поступают овощи так называемого борщевого набора (картофель, лук, морковь, капуста).
Чтобы пополнить складские запасы, алтайские компании вынуждены доставлять продукцию через Киргизию. Увеличение затрат на логистику и дефицит на местном рынке уже привели к повышению цены на три-пять рублей за килограмм в зависимости от наименования.
Особенно подорожал лук, который еще недавно стоил в опте 15 рублей за килограмм, а сейчас 30. Также до 16 рублей подорожал килограмм картофеля, до 15 – свеклы. Чеснок, говорил ранее Александр Терновой, возглавляющий Новоеловскую птицефабрику, вырос в цене со 120 рублей до 420.
Лопнут, но не продадут?
Но не только Казахстан "виноват" в дефиците овощей и фруктов на прилавках магазинов Алтайского края. Болотин говорит, с начала года границы с Китаем работают нестабильно. Иногда за один день ситуация менялась по несколько раз – их то открывали, то закрывали. Причем на всей протяженности границы могут действовать разные условия ее пересечения.
"Убытки несет и казахский производитель, который был ориентирован на экспорт продукции в Россию, – говорит Алексей Болотин. – Партнеры уже горько шутят: чтобы съесть уже посаженный урожай капусты, каждый казах должен съесть по 300 кг этого овоща".
Предприниматель надеется, что Казахстан защитит своих фермеров и возобновит поставки овощей через границы. Но как будет развиваться ситуация, он прогнозировать не может.
Если поставки не возобновятся в привычном объеме и темпе, то потребителю придется искать продукты, замещающие привычный картофель, морковь, лук, свеклу и другие овощи, с горечью шутит он.
Вопрос продовольственной безопасности
На агропредприятии "СоюзАгро" отслеживают состояние рынка овощей в режиме реального времени: компания затаривает школы, больницы и другие соцучреждения, а также продает продукцию.
"Мы выращиваем некоторые овощи в Кытмановском районе. Другие, обозначенные в контрактах, закупаем, например, в Казахстане", – рассказывает Болотин.
Он объясняет: из-за климата рентабельность производства у нас слишком низкая – продукт нужно вырастить и сохранить его. Это дорого. Поэтому в Алтайском крае почти не выращивают лук и чеснок, а также сокращают посевы других культур.
В создавшихся условиях алтайские фермеры могли бы пересмотреть структуру посевных площадей и посеять больше овощей из "борщевого набора". Но, говорит руководитель "СоюзАгро", ситуация крайне тяжелая из-за падения курса рубля.
"Рубль подешевел на 10%, а импортные запчасти, ГСМ и другие товары уже сейчас дороже на 15-20%. В правительстве региона планируют принять меры, которые должны поддержать фермеров, но не знаю, успеют ли они и будут ли эти меры действенными", – говорит Болотин.
Между тем сроки "овощной" изоляции региона непонятны, и в будущем это может поставить вопрос продовольственной безопасности. Везти продукцию из Краснодарского края и других теплых регионов страны слишком дорого.
"Борщевой набор" и другие позиции традиционно закрываются Казахстаном, Китаем, Таджикистаном, Узбекистаном, поэтому это действительно выгодно по цене – сельское хозяйство в теплом климате рентабельное. Однако если ситуация с коронавирусом или подобная затянется или будет продолжаться, к ней надо готовиться и уже сейчас принимать стратегические решения на три-пять лет вперед.
Что говорят чиновники
Александр Лукьянов, заместитель председателя правительства Алтайского края, рассказал на прошедшей 8 апреля пресс-конференции, что размер посевных площадей региона остается на прежнем уровне – около 5,2 млн га. Структура посевов меняется незначительно.
Также он заметил, что хозяйствам предоставляется возможность получить льготные "короткие" и "длинные" кредиты. Однако количество заявок немного меньше по сравнению с сопоставимым периодом 2019 года.
Чиновник это связывает с тем, что агрокомпании сработали с хорошей прибылью: если в 2018 году она составила 9 млрд рублей, то в 2019-м – 12 млрд (+40%). А также со стабильностью цен на молоко и другую продукцию.
Чтобы снизить зависимость от импортной составляющей производства, Лукьянов советует аграриям обратить внимание на продукцию отечественных компаний, в частности, агрохимию.