Барнаульские предприниматели из-за COVID-19 перевели сотрудников на "удаленку". Они могут сохранить ее и после карантина.
Первые недели на "удаленке" стали для некоторых предпринимателей приятным сюрпризом: они поняли, что могут экономить на офисе десятки тысяч рублей и получать продукт желаемого качества. Работа в таком формате может затянуться, а кто-то и вовсе решит практиковать ее после коронавируса. "ТОЛК" разбирается в плюсах и минусах бизнеса на "удаленке".
Экономия на аренде
Для работодателя главное преимущество в дистанционной работе – экономия на офисных площадях. Кабинет в центре города площадью 20 кв. метров, где могут удобно разместиться от четырех сотрудников, стоит около 8 тыс. рублей в месяц. Брендинговое агентство "Два слова" Данила Снитко, например, ежемесячно отдает владельцу помещения около 100 тысяч.
Экономия на содержании офиса
Многие компании закладывают в бюджет на содержание офиса расходы на "коммуналку", доставку воды, покупку кофе и конфет-печенья. Также крупные компании тратят деньги на уборку, охрану и другие услуги. Нет офиса – нет расходов на его содержание. Кстати, затраты на чай-кофе "режут" первыми, когда бизнес попадает в условия кризиса.
Экономия на обустройстве рабочего места
Одно рабочее место сотрудника должно занимать минимум 2 кв. метра. Кроме мебели, нужны компьютер и программное обеспечение для него. Если работников переводят на "удаленку", эти расходы часто "пропускают".
Например, диспетчеры-надомники должны быть не только общительными, но и иметь компьютер с определенными характеристиками, микрофон и наушники. О компенсации затрат на подключение к Сети, за электроэнергию и амортизацию оборудования речи не идет.
Впрочем, для выполнения более сложных задач работодателю приходится "вкладываться". Данил Снитко рассказал, что ему пришлось перевезти домой некоторым сотрудникам компьютеры, которые могут "тянуть" проекты компании. А это капиталовложения от 120 тыс. рублей. Плюс ежемесячные расходы на программное обеспечение.
Экономия сил
Работая дома, можно выбрать подходящий график и отдыхать с комфортом. "Например, полежать в тишине на полу, потискать кошку или даже 15 минут вздремнуть. Есть подозрение, что некоторые задачи на "удаленке" выполняются даже лучше, чем в офисе, ибо никто не отвлекает", – добавляет Данил Снитко.
Теряем на магии общения
Главная проблема для руководителей – сделать так, чтобы коллектив работал вдохновенно и эффективно.
Но, говорит Алексей Самойлов, основатель интернет-агентства "Кинетика", сделать это сложно, потому что только при личном общении сотрудники постоянно получают отклик. На вопрос: "Ну как там, ну чего там?" будет ответ: "Уже вот это сделал" или "А погоди-ка, вот тут ты что имел в виду?"
"Это происходит на лету, это в воздухе витает, это эфир. В итоге команда быстро получает нужный результат, – делится Самойлов в Facebook. – Без живого общения с клёвыми ребятами быстро садится батарейка, без "заточки" разума о споры с умными людьми мозг "тупится".
Предприниматель уверен: бизнес в таких условиях теряет больше, чем экономит на аренде офиса и плюшках к чаю. Он и его коллеги с нетерпением ждут, когда можно будет вернуть сотрудников в офис.
Кому не стоит работать на "удаленке"
Самоизоляция не изменила принципы работы фрилансеров – людей, которые сами себе начальники, бухгалтеры, продажники и завхозы. Но, говорит разработчик сайтов Антон Белогородцев, критично важна самоорганизация и мотивация, а еще гигиена труда.
"У нас сформировалась команда, в которой отдельные игроки обладают определенными навыками, а в каком они городе живут – не важно. Я ищу заказы и распределяю объем работы. Но они не мои наемные сотрудники. При таком подходе важно, чтобы каждый был организован и выполнял задачу в срок", – делится Белогородцев.
Он советует коллегам выполнять работу планомерно, но на практике иногда все сваливается на последние дни. "Это самостоятельное решение, и при таком формате работы действительно сложно положиться на непроверенного человека", – добавляет Антон.
Советы тем, кто на "удаленке"
На своей странице в Facebook Данил Снитко обсудил с коллегами, как они перешли на удаленный формат работы и что для этого сделали. Получилось несколько толковых советов.
- Найти источник вдохновения, который хотя бы частично заменит прямое общение с коллегами.
- Оборудовать рабочее место. В идеале – отдельный кабинет.
- Выбрать набор программ и мессенджеров, удобный для общения и постановки задач в данном коллективе.
- Закрепить время для общих планерок и отдельных обсуждений по проектам. Так отслеживается статус задач, ставятся новые, оценивается загрузка каждого сотрудника.
- Писать отчет о проделанной работе за день и включать в него предварительные планы на следующий день.
- В рабочем процессе оставить место для неформального общения. Коллективы по-прежнему отмечают дни рождения. Также дистанционно.