Закон не писан. Как люди своими руками губят алтайский лес и редких животных

Закон не писан. Как люди своими руками губят алтайский лес и редких животных
Закон не писан. Как люди своими руками губят алтайский лес и редких животных Фото: ГУ МЧС по Алтайскому краю

Погибшие от огня участки леса и животный мир восстанавливаются годами, но это не останавливает поджигателей — они слышат только себя

Весна-2020 стала для Алтайского края крайне жаркой: число лесных пожаров выросло в 50 раз по сравнению с прошлым годом. Горят поля, дачные участки и даже деревни. Погибает домашний скот. Обитатели леса задыхаются в норах или гибнут в пламени — и детеныши, и крупные животные. И все это из-за людской халатности: любителей поджигать траву и разводить костры.

Надежный, как автомат Калашникова

В обязанности егеря Кислухинского заказника Сергея Байдукова входит защита животного мира на территории 33,9 га. Пожары бывают губительнее браконьеров: последние хотя бы не всегда находят краснокнижных птиц, а огонь палит все без разбора.

Закон не писан. Как люди своими руками губят алтайский лес и редких животных
Закон не писан. Как люди своими руками губят алтайский лес и редких животных
Фото: Сергей Байдуков (лицом) и сотрудник оперативной группы "Алтайприроды" Сергей Белишко (со спины) тушат пожар. Фото: "Алтайприрода"

А сколько огонь уничтожает некраснокнижных птиц и животных, егерь сбился со счета. В Кислухинском заказнике обитают глухари, рябчики, большие подорлики, всевозможные синицевые и певчие воробьиные, ящерицы, змеи, летучие мыши (в том числе краснокнижные), зайцы, белки, барсуки, ласки, горностаи, косули.

"Те же зайчата, например, не могут убежать от огня — он распространяется быстро, а детеныши еще не умеют быстро бегать. Зайчиха вынуждена бросать их и убегать. Барсуки задыхаются прямо в норах от дыма. И большого зверя пламя может зажать в кольцо", — перечисляет жуткие подробности егерь Сергей Байдуков.

Погибших животных подъедают вороны и коршуны. Эти птицы достаточно умные: порой, завидев большой огонь, они летают прямо над пожарищем огромными стаями в сотни особей в ожидании пиршества. О раненых животных егерь сообщает руководству, которое принимает решение, кто и как их будет лечить.

Закон не писан. Как люди своими руками губят алтайский лес и редких животных
Закон не писан. Как люди своими руками губят алтайский лес и редких животных
Фото: Фото: личная страница Сергея Байдукова в Instagram

Свой лес Сергей Байдуков ежедневно патрулирует и спасает с помощью ранцевого ручного огнетушителя объемом на 20 литров. Это не шутка: если вовремя заметить пламя, с помощью такого прибора можно остановить его распространение.

"Он очень эффективный при тушении травы — расход воды небольшой, а набрать ее можно в любой луже. Устройство надежное, как автомат Калашникова", — уверяет егерь.

Куда ни сунься — краснокнижное гнездо

По данным на конец апреля, в лесах края произошел 81 пожар. В прошлом году к этому моменту их было всего 28. Выгорело более 2,5 тыс. га лесных угодий (в прошлом году 50 га). Порядка 150 ландшафтных пожаров алтайское МЧС регистрирует ежесуточно.

"В этом году горело сильно: очень много было очаговых пожаров. А поскольку дрона у меня нет, я эти термоточки отследить не могу, только во время объезда получается находить", — рассказал Сергей.

Один из крупных пожаров в этом году уничтожил не менее 30 га насаждений около станции Озерки.  

"Меня смущает то, что пожары возникают не рядом с дорогами, а в пойме реки. Я еще понимаю логику, когда "черные лесорубы" жгут в чаще леса — за зеленые деревья наказание серьезнее, чем за горелые. Но в пойме? То ли рыбаки жгут, то ли ненавистники клещей, то ли кто специально траву сухую уничтожает. Но зачем?", — не понимает егерь.

В прошлом году в районе озера Няшино случился пожар, который чуть не уничтожил гнездо краснокнижного белохвостого орлана. Огонь охватил дерево, но немного не дошел до птицы.

"Просто удивительно, что она вывела птенцов. Я думал, бросит гнездо. И в этом году такая же песня: ни с того ни с сего нашел пал, возле дерева все обгорело. Еще третье место буду проверять — там тоже вокруг выгорело все, видел издалека. Боюсь, что могло уничтожить гнездо", — беспокоится Сергей.

Из-за пожара на одном из деревьев заказника перестал гнездиться черный аист. "У меня куда ни сунься — краснокнижное гнездо", — говорит Сергей.

Опергруппа на страже природы

В этом году Сергею Байдукову помогает опергруппа, которая работает на лесопатрульном комплекте на базе УАЗа. Они могут помочь в тушении небольших очагов. Комплекс оборудован емкостью для воды, мотопомпами, воздуходувкой и пожарными рукавами. Спецавтомобиль приобрели при поддержке Всемирного фонда природы (WWF).

Опергруппа в составе сотрудников "Алтайприроды" Сергея Белишко и Михаила Кондратьева приезжала в Кислухинский заказник уже несколько раз. Один пожар оказался довольно крупным, его успешно ликвидировали. Но лес пострадал.

"Страшно было наблюдать за тем, как растерянно щебечут птицы, как уцелевшие обитатели леса выбираются из нор за глотком свежего воздуха. Биоценозы здесь будут восстанавливаться годами", — рассказал Сергей Белишко.

Закон не писан. Как люди своими руками губят алтайский лес и редких животных
Закон не писан. Как люди своими руками губят алтайский лес и редких животных
Фото: Опергруппа, лесная охрана. Фото: "Алтайприрода"

Если возгорание не удалось локализовать на начальном этапе, то к тушению подключаются боевые расчеты управления лесами минприроды края, подведомственных учреждений и арендаторов лесных угодий. При угрозе перехода огня на населенные пункты лесников поддерживают силы МЧС.

"Сухая трава горит как порох"

В период особого противопожарного режима лес вблизи Барнаула оберегают сотрудники первого пожарно-спасательного отряда. Начальник первой части отряда Иван Шубин рассказал "ТОЛКу", что в этом году пока удается не дать огню распространиться на ленточный бор.

"Мы тушим поля в пригороде Барнаула, в том числе в Затоне, вдоль Змеиногорского тракта и в Калманском районе. Горит каждый год одинаково, на наш взгляд. О пожаре сообщают чаще всего обычные очевидцы. В 100% случаях причиной возгорания является человеческая халатность. Люди думают: ну что такого, я немножко выжгу около себя, чтобы трава зеленая была. А ветер поднялся и все", — говорит пожарный.

Закон не писан. Как люди своими руками губят алтайский лес и редких животных
Закон не писан. Как люди своими руками губят алтайский лес и редких животных
Фото: Тушение ландшафтного пожара. Фото: ГУ МЧС по Алтайскому краю

С начала особого противопожарного режима сотрудники МЧС и МВД пресекли более 6 тыс. нарушений по использованию открытого огня, поймали на месте 426 поджигателей, возбудили пять уголовных и 204 административных дел. Оштрафовали уже 709 человек.

Огонь при сухой ветреной погоде ползет очень быстро: спасатели порой не успевают за ним, приходится садиться в автомобиль и пытаться обогнать пламя, преградив ему путь.

Почти миллион рублей штрафов должны заплатить поджигатели травы в Алтайском крае

Сотрудники МЧС работают порой по 18 часов в сутки, чтобы остановить распространение огня. Пожары в Алтайском крае сейчас возникают в среднем каждые 6 минут.

"Сухая трава в жаркую ветреную погоду горит как порох, и одного боевого расчета часто бывает мало. Поэтому во время особого противопожарного режима у нас дежурят два полноценных отделения и есть запас. Работаем сутки через сутки, тогда как в обычное время сутки через трое", — рассказал Иван Шубин.

Алтайские пожарные этой весной работают по 18-20 часов непрерывно: часто они даже не успевают заехать в часть. Справились с одним пожаром, слышат по рации о новом, едут на водозабор — и снова в бой.

"Это нормальная практика в "горячую пору": ребята выезжают в 10 утра и приезжают глубоко за полночь, когда все стихает. Сейчас уже потихоньку пошел спад: трава вылезла. Но противопожарный режим еще действует, и это не значит, что нужно бросать непотушенные спички и окурки, и палить траву", — предупреждает Иван Шубин.

В 2019 году на землях лесного фонда Алтайского края восстановили лес на площади 7,98 тыс. га — это даже больше, чем было запланировано, на 6%. Чаще всего это участки после вырубок и гарей. Молодняки, достигшие нужных параметров, переводятся в категорию хозяйственно-ценных древесных насаждений. Например, сосна достигает нужных характеристик не ранее, чем через 8 лет. К примеру, молодые деревья, переведенные в категорию "лес" в 2018 году — это результат работы лесовосстановителей в 2008-2010 годах.
Новости партнеров
Новости партнеров

Лента новостей