В России хотят ввести возрастные и скоростные ограничения для поездок на электросамокатах. "Толк" разбирался, актуальна ли проблема для Барнаула и каков ее масштаб
Совет по правам человека выступил с идеей ввести ограничения для использования электросамокатов. Авторы инициативы предлагают определить их статус и признать источником повышенной опасности, для которого требуется наличие водительских прав и страховки. Что об этом думают эксперты в краевой столице и так ли актуальна проблема для Барнаула – в материале "Толка".
Двойные стандарты
В Барнауле проблема носящихся по улицам электросамокатчиков ребром еще не стоит. Их не так много, да и на дорогу "двухколесные" выезжают крайне редко, отмечает депутат профильного "транспортного" комитета АКЗС Николай Данилин.
Тем не менее, какие-то меры по предупреждению возможных проблем могут быть весьма кстати. Количество такого вида электротранспорта в краевой столице с каждым днем увеличивается. И большую роль в этом играют прокатные фирмы.
"Поправки, безусловно, нужны. Но может возникнуть двоякая ситуация, ведь велосипедисты такие же участники дорожного движения, как машины, пешеходы и электросамокаты. Поэтому, если уж вводить какие-то новые правила, то для всех. Например, ПДД не помешает знать не только тем, кто владеет личным транспортом, но и пешеходам", – рассказал депутат АКЗС.
По его словам, людей нужно сначала организовать, определить для них правила, а уже потом навязывать ограничения.
"С другой стороны, некоторые электросамокаты ездят довольно быстро, как небольшие мопеды, которыми можно управлять с 18 лет и только при наличии прав. При этом самокаты с электроприводом разрешается использовать в любом возрасте. Здесь есть определенное противоречие, которое требует разрешения. Но пока мне тяжело сказать, как это лучше сделать. В первую очередь не совсем понятно, кто и как будет контролировать соблюдение новых правил. Но детей от скоростных моделей, конечно, нужно обезопасить, чтобы они не калечились и не портили чужие машины", – добавил Данилин.
Нужна инфраструктура
Очевидно, если требовать от людей знания правил дорожного движения, то придется вводить права. Тогда непонятно, что делать с велосипедами, которые тоже являются транспортными средствами и могут развивать скорость до 25 км в час. Также отправлять в ГИБДД за соответствующим документом?
"Я думаю, что нужно организовать дорожное движение так, чтобы туда вписались все, а не выделять особую категорию и что-то ей запрещать. Например, организовать в городе полноценную сеть велодорожек, где будут ездить не только велосипедисты, но и самокатчики. Так мы обезопасим их от машин, ведь электросамокат – не самое безопасное средство передвижения", – говорит Николай Данилин.
С этим согласен и управляющий парком "Изумрудный" Владислав Вакаев.
"У электросамокатов большие перспективы и потенциал. Это классная штука. Но как любая современная вещь, у них есть и обратная сторона – высокая скорость и травмоопасность. Поэтому вносить какие-то новые нормы нужно, но параллельно стоит еще и развить соответствующую инфраструктуру. Например, развить сеть велодорожек для передвижения по городу", – пояснил эксперт.
Скоростной режим нужно снижать
Вдобавок, обязательно нужно ограничить скоростной режим, уверен Николай Данилин. Эксперт иногда ездит на своем электросамокате и знает, что даже 25 км в час уже внушают легкий страх.
"На такой скорости можно травмировать не только себя, но и других людей, поэтому в пешеходных зонах стоит установить скоростной режим до максимума в 15 км в час. И делать это нужно принудительно – через системные модули. Добиться этого просто – нужно в первую очередь обязать прокатчиков самокатов соблюдать нехитрое правило и на законодательном уровне установить разрешенные характеристики для отечественной и импортной продукции", – подчеркнул депутат АКЗС.
Хорошим примером тут может служить Казань, где не получится проехать с ветерком по местному Арбату – улице Баумана. Самокат просто не поедет со скоростью выше 15 км в час. А вот вне пешеходной зоны он уже сможет разогнаться до 25 км в час.
Пьяные за "рулем"
Для улиц Барнаула электросамокаты пока не стали проблемой, чего не скажешь про парки. Здесь ситуация обратная. Двухколесный электротранспорт стал настоящим бедствием для гуляющих по дорожкам зеленых зон. Любители быстрой езды не всегда соблюдают скоростной режим. И зачастую они передвигаются там, где сами захотят, игнорируя даже велодорожки.
"В Барнауле точки прокатов электросамокатов появляются в любом благоустроенном месте города. Парк "Изумрудный" не исключение. У нас много дорожек, поэтому не удивительно, что рядом быстро открылись две точки, где можно арендовать такие самокаты", – рассказал управляющий парком "Изумрудный" Владислав Вакаев.
Он подчеркнул, что люди нередко сталкивались, иногда это заканчивалось травмами, причем довольно серьезными.
"Это следствие бесконтрольного использования электросамокатов. На них могут кататься нетрезвые люди или маленькие дети, оказавшиеся без контроля родителей. Все дело в том, что сотрудники точек прокатов не несут никакой ответственности, ссылаясь на то, что это не их проблемы. Нам повезло – одна из двух компаний, открывших рядом с парком пункт проката, оказалась социально ответственной и ограничила скорость движения до пяти километров в час. Но для этого пришлось вынести проблему на обсуждение", – отметил эксперт.
Вакаев подчеркивает: использование электросамокатов требует регламентирования. Будучи новым технологическим явлением, они ворвались в жизнь горожан и неизбежно начали ее менять.
Что касается компаний по шерингу электросамокатов, то пока их не пугает озвученная СПЧ перспектива. Про ограничения говорят уже давно, но до сих пор дело не дошло дальше обсуждений. Один из совладельцев фирмы Flyfer Дмитрий Горец отметил, что проблемы нужно решать по мере их поступления, а пока даже обсуждать нечего.