Некогда популярный маршрут №10 может получить вторую жизнь, а вместе с ней и современные автобусы. "Толк" разобрался, насколько вероятна такая перспектива в ближайшее время
Администрация Барнаула продолжает прорабатывать идею создания муниципального автобусного предприятия на базе "Горэлектротранса". Возможно, для начала оно будет обслуживать маршрут №10, по которому ходили "лондонские" даблдекеры. Для этого город планирует купить новые автобусы. Речь идет о 18 единицах подвижного состава. Станут ли эти автобусы началом долгожданных изменений в транспортной сфере города, разбиралась корреспондент "Толка".
Карты на стол
Депутат АКЗС Александр Волобуев на днях раскрыл одну из главных "транспортных" интриг нового года. В своем telegram-канале он сообщил, что 18 новых автобусов, которые намерена закупить городская администрация, будут ходить по маршруту №10.
По его словам, в перспективе автопарк хотят расширить "за счет участия в программах по обновлению городского транспорта" до 50-60 единиц. По каким направлениям пустят этот подвижной состав, парламентариям не рассказали.
Как заявил Волобуев, вопрос организации транспортного обслуживания населения в Барнауле был поднят в стенах Алтайского краевого заксобрания, где эту тему осветили замглавы городской администрации Антон Шеломенцев и зампредседателя комитета по транспорту и связи Валерий Ведяшкин.
"В ходе рассмотрения транспортной темы представители администрации озвучили предварительный план действий. Так, после покупки автобусов их поставят на баланс "Горэлектротранса" и пустят по маршруту", – отметил Волобуев.
Комплексный план на год
Также отметим, что совсем недавно в мэрии Барнаула состоялось совещание по транспортному вопросу. Тогда ключевой темой для обсуждения стала "дорожная карта", представленная главе города Вячеславу Франку.
В ней был прописан предполагаемый план преобразований в сфере общественного транспорта. В частности, в текущем году планируется построить 3,5 км троллейбусной контактной сети по улице Взлетной. Кроме того, "дорожной картой" предусмотрено увеличить срок действия контрактов с пассажироперевозчиками с одного года до трех и более.
В тот же перечень вошло и автобусное муниципальное предприятие на базе "Горэлектротранса". О нем градоначальник впервые заявил еще в прошлом году. Инициатива "прижилась" и начала постепенно двигаться в сторону реализации.
Вячеслав Франк на декабрьском брифинге в "Сибирской медиагруппе" озвучил примерные сроки.
"Данный вопрос будет детально прорабатываться в первом квартале следующего года. И мы сделаем все возможное, чтобы для начала закупить автобусы. Получится у нас это или нет, мы сможем сказать не раньше февраля 2023 года", – заявил тогда мэр Барнаула.
"Толку" также стало известно, что в администрации города не рассматривают для запуска муниципального предприятия только маршрут №10. Он является одним из претендентов на статус муниципального.
Большие перемены?
Раньше маршрут №10 был одним из самых популярных в городе. Его обслуживало крупнейшее на тот момент предприятие "БарнаулПассажирТранс". По нему ходили автобусы большой вместимости – узнаваемые бело-зеленые "ЛИАЗы". Сейчас это маленькие белые маршрутки.
Сегодня "десятка" ходит по удлиненному маршруту: от улицы Ускова до Спартака-2. Его обслуживает компания "Камертон", директором которой выступает Серей Пашков. При этом с помощью "2ГИС" и "автобусных" порталов удалось обнаружить только один автобус, курсирующий по городу.
Судя по жалобам пассажиров в Сети, маршрут работает неидеально. Например, об этом говорят комментарии на портале "Транспорт Барнаула". Здесь же отмечается: на линии "возможен недовыпуск" автобусов.
"Насколько я знаю, маршрут является магистральным и довольно востребованным. Вероятно, поэтому его хотят сделать муниципальным. Далее, как я понял, по мере появления денежных средств будут докупаться дополнительные единицы техники. Их пустят либо по ранее закрытым и восстановленным маршрутам, либо по существующим", – заметил депутат АКЗС Александр Волобуев.
В сфере общественного транспорта грядут "революционные преобразования", добавил он. По словам парламентария, городские власти видят векторы дальнейшего развития и понимают, насколько городу необходима замена маршруток на автобусы большой вместимости.
"Это благое дело, которое, возможно, не ограничится 18 автобусами. Автопарк могут увеличить до 50-60 единиц, и это не предел. В то же время прозвучала мысль, что городские пассажироперевозки – это бизнес. Мы так не считаем, ведь в первую очередь важна социальная составляющая транспортной отрасли. Это не то направление, где нужно делать деньги. Оно должна работать для людей", – уверенно заявил собеседник.
"Летные" качества
В ходе обсуждения транспортных вопросов в АКЗС не забыли и про городской электротранспорт, заметил Волобуев. Администрация краевой столицы продолжит и дальше поддерживать и развивать ГЭТ.
Вызывает оптимизм и намерение властей снова участвовать в программе обновления общественного транспорта "Безопасные качественные автомобильные дороги".
Дополнительный источник финансирования поможет увеличить подвижной состав и еще на шаг продвинуться к кардинальным изменениям в рамках комплексной программы по внедрению новой транспортной схемы.
В свете грядущих изменений есть надежда, что город получит федеральное финансирование на новые автобусы для комфортного проезда горожан.
А пока в перспективе краевую столицу ждет создание автобусного муниципального предприятия. И если оно действительно будет обслуживать маршрут №10, то город от этого только выиграет.
Даблдекеры Барнаула
При этом "десятке" не впервой быть пионером. Больше 20 лет назад он стал первым двухэтажным маршрутом в Барнауле.
Двухпалубные автобусы колесили по улицам краевой столицы в 2000-х годах. Конечно, это были не лондонские даблдекеры, но пользовались не меньшей любовью пассажиров. Многие старожилы отмечают, что автобусы считались неофициальным символом Барнаула, ведь такой техникой могли похвастаться далеко не все крупные города России.
Первый двухпалубный автобус появился в краевой столице в 1999 году, вспоминает в своей ностальгической статье Евгений Кученев. Еще семь приехали с 2000 по 2002 год.
"Для барнаульцев такой общественный транспорт был в диковинку. Многие специально дожидались на остановках этот автобус, чтобы прокатиться на втором этаже, по возможности в передней части салона, у панорамного окна", – пишет он.
Жительница Барнаула по имени Ксения была в числе тех, кто любил проехаться на необычном автобусе. Тем более по комфорту он ничем не уступал "одноэтажкам" на колесах, но и не превосходил.
"Было интересно, даже забавно, что впереди не водительская кабина, а окно и ты смотришь на дорогу. Только для этого нужно было подняться на второй этаж по лесенке. Конечно, сомнительно, что это удобно для мам с колясками, пожилых горожан или людей с ограниченными возможностями здоровья. Но с точки зрения вместимости для тех, кому не сложно подняться на второй этаж, – никаких проблем. Сегодня такие автобусы были бы для города вполне удачным решением в часы пик. Но это – субъективное непрофессиональное мнение, я же не профессионал в пассажирской логистике и выстраивании городских маршрутов", – рассказала "Толку" женщина.
От себя заметим, что кататься на верхнем этаже было действительно увлекательным занятием. Настолько, что иногда приходилось возвращаться на пару остановок назад из-за того, что зазевался и проехал нужную.