За последние десятилетия общественный транспорт в Барнауле менялся подобно живому организму, а маршрутная сеть города заметно преобразилась. Нужно ли Барнаулу "отрастить" новые маршруты?
Транспортный вопрос – один из ключевых для жизни любого крупного города, и Барнаул тут не исключение. В краевой столице функционируют десятки автобусных, трамвайных и троллейбусных линий. Однако эта сфера живет достаточно динамично: время от времени появляются новые и исчезают старые рейсы. Какие маршруты закрывали в алтайской столице и какие бы могли появиться в ней в ближайшем будущем, корреспондент "Толка" узнал у общественников и представителей транспортной отрасли.
Синдром отмены
Нужно отметить, что за последние годы в Барнауле исчезновения более-менее заметных транспортных линий практически не было. Так, среди маршрутов, проходивших в центре города, упразднили маршрут №39, вот только произошло это в весьма далеком 2018 году. Автобус соединял между собой отдаленные друг от друга районы города, однако ушел в небытие.
А вот в более ранние периоды вымирание маршрутов в городе нередко носило массовый характер. Так, например, в региональном центре некогда было полное "семейство" автобусных линий с номера от 40 до 50. Сейчас же осталось только два: 41 и 47. Впрочем, вполне возможно, что здесь попросту поработал своего рода естественный отбор.
"Почему закрылось большинство маршрутов? Там был низкий пассажиропоток. А сейчас в городе нет таких районов, чтобы туда было трудно уехать", – считает бизнесмен-перевозчик Антон Еньшин.
Нынешняя транспортная схема Барнаула, по словам Еньшина, представляет собой результат эволюции. А эволюция, как известно, к неприспособленным (в данном случае невостребованным пассажирами маршрутам) очень сурова. Как и экономика. В итоге выжили сильнейшие.
Любопытным "вымершим видом" Барнаула можно назвать маршрут №3. Примечателен он в первую очередь тем, что по нему в двухтысячные годы курсировали двухэтажные автобусы. Причем, краевая столица в те годы была единственным российским городом, где этот вид транспорта обслуживал не туристические, а "обычные" транспортные перевозки. Что, конечно, делало их настоящей городской достопримечательностью.
Кроме того, в Барнауле исчезало (и появлялось) множество других автобусных линий. Однако этот процесс активно происходил в основном все в те же двухтысячные, когда транспортная система города продолжала перестраиваться под новые реалии.
Не изобретать велосипед
Что же касается возможного пространства для развития транспортной системы, то оно, похоже, не связано с появлением новых маршрутных линий. По оценке общественников, вместо запуска неких новых линий нужно скорее улучшение работы уже существующих транспортных путей.
"Барнаульцы периодически жалуются, что какой-то маршрут стал ходить реже. Поэтому базовая проблема – отработка действующих маршрутов", – считает депутат барнаульской Думы Оксана Молодых.
По словам политика, горожане обращаются к ней с вопросами, связанными с нерегулярным хождением автобусных по вполне привычным маршрутам. Причем, происходит это не так уж и часто: последнее такое обращение поступало весной и связано с нехваткой транспорта на маршруте №25, следующем в научный городок.
Схожей точки зрения придерживается и глава исполкома алтайского "Общероссийского народного фронта" Сергей Войтюк.
"Город достаточно компактен, поэтому есть необходимость усиления в пиковые периоды. Сейчас для этого есть возможность за счет участков выделенных полос для общественного транспорта. Идея о том, чтобы закрепить их и после реконструкции моста на Новом рынке, будет верной", – подчеркнул Войтюк.
Новые маршруты (или расширение уже существующих) по мнению общественника может понадобиться в пригороде, который, хоть и автомобилизирован, но развивается очень быстрыми темпами.
А вот руководитель краевого фонда имущества Владислав Вакаев, не так давно выпустивший книгу о перспективах развития Барнаула, поделился двумя идеями для потенциального расширения городского транспорта.
Во-первых, по словам эксперта, перспективы есть у Комсомольского проспекта и примыкающих к нему жилых кварталов. Сейчас по Комсомольскому ходит лишь маршрутное такси №78.
"Комсомольский последние лет 10 интенсивно развивается. По темпам развития он уже превосходит проспект Ленина. Человек, который живет на Комсомольском, и которому нужно "вниз" или "вверх", идет на Ленинский, садится на автобус, а затем возвращается на Комсомольский. Почему бы не разгрузить проспект Ленина и не создать маршрут на Комсомольском?" – предложил Вакаев.
Вторая же идея связана с возникшим за последние годы жилым массивом в районе переулка Ядринцева. Там проходят маршруты №41 и 80. Улица идет параллельно основным маршрутам города, и за ее счет главные артерии также можно было бы разгрузить. Однако у общественника есть и другие идеи по развитию этого участка города.
"Ядринцева нужно расширять. В районе от Папанинцев до Партизанской нужно снести пару киосков нестационарных, и будет шикарно. Четыре полосы легко можно разместить", – считает эксперт.
Впрочем, перспективы этого района пока не очень ясны. И расширение дороги, и появление там нового транспорта вполне возможно.
При этом отметим и то, что сегодня краевая столица стоит на пороге весьма серьезных изменений в транспортной отрасли. Так, до конца года в городе хотят создать единую тарифную зону для общественного транспорта. Кроме того, в мэрии активно обсуждают возможность создания муниципального транспортного предприятия, которое возьмет на себя часть автобусных перевозок.