Автоконцерн "КамАЗ" достойно выдержал удар санкциями, введенными в отношении России после начала СВО. Большую роль в этом сыграли алтайские промышленники, сотрудничество с которыми набирает обороты
Опасения российских промышленников в части падения уровня производства из-за санкций, не оправдались. Наоборот, отрасль показала устойчивый рост, который в 2023 году составил более 3%, сообщил гендиректор КамАЗа Сергей Когогин во время своего визита в Барнаул. Автоконцерн почти за год (после ухода западных партнеров) перестроился для полноценной работы в новой реальности. Во многом сказалась господдержка и давнее сотрудничество с алтайскими производителями. В настоящее время в их числе два завода – АЗПИ и "Нортек".
Рост производства
О своем опыте импортозамещения глава автогиганта рассказал участникам заседания правления Союза промышленников Регионального объединения работодателей Алтайского края в минувший понедельник, 19 февраля. Оно прошло на базе АЗПИ. Мероприятие посвятили вопросам технологического суверенитета предприятий ключевых отраслей промышленности, а также работе российских компаний в условиях санкций.
Сергей Когогин рассказал, что Алтайский завод прецизионных изделий стал для России предприятием номер один по производству топливных систем. Он является ключевым поставщиком для автоконцерна "КамАЗ". Почти 50% продукции АЗПИ поставляет именно на его заводы. Причем плодотворное сотрудничество началось еще в 1990-х годах и сегодня выходит на совершенно новый уровень.
По словам гендиректора группы предприятий, в этом году (ориентировочно во втором полугодии) планируется в несколько раз увеличить поставки топливных систем для двигателей.
"Перед заводом встанет, конечно, непростая задача. Но предприятие уже закупило оборудование, и когда его запустят, мы увеличим объемы закупок как минимум в четыре раза относительно того, сколько приобретали ранее. На протяжении многих лет завод достойно справлялся. Уверен, справится и сейчас", – рассказал журналистам Когогин.
Неоправданные страхи
Кроме того, группа предприятий "обкатывает" на своих коммерческих машинах полнокомплектные аккумуляторные топливные системы высокого давления типа Altay Common Rail System. Их используют для сборки дизельных двигателей экологических классов Евро-5 и Евро-6. Единственное в России серийное производство на АЗПИ запустили еще в 2018 году.
На постоянной основе с автоконцерном сотрудничает один из крупнейших шинных заводов в России "Нортек". Как рассказал Сергей Когогин на встрече с губернатором Алтайского края, только в 2023 году было закуплено почти 6 тыс. комплектов шин. В них "обуты" тягачи и большегрузы КамАЗа.
Важно, что алтайские предприятия поддерживают импортозамещение, обеспечивая промышленность качественной продукцией. Причем далеко не все промышленники верили в успех. По словам главы концерна, после введения санкций некоторые его коллеги по цеху всерьез ожидали падение производства в отрасли. Однако этого не произошло. В 2023 году ВВП России вырос на 3,6%. При этом объем промышленного производства увеличился на 3,5%, обрабатывающей отрасли – на 7,5%. Между тем в машиностроении локализация производства в России достигла 70%.
Развитие автопрома и Алтай
Показательным можно считать объемы производства самого КамАЗа, которые в прошлом году выросли на 16%.
"В финансовом выражении доля прироста составила миллиарды рублей. В 2022-м наш оборот составлял 290 млрд рублей. В 2023-м он вырос до 354 млрд рублей. И это не считая прибыли наших "дочек". Если взять все заводы, включая те, что производят пассажирский транспорт, к вышеуказанной сумме добавится еще около 100 млрд рублей", – отметил промышленник.
Он подчеркнул, что неплохие темпы роста показали и другие игроки отечественного авторынка. Сейчас на докризисный уровень вышли те же АвтоВАЗ, ГАЗ и т.д. Причем добиться большого результата, особенно в части перестройки на импортозамещение, было бы невозможно без государственной поддержки.
"Я считаю, что последовавшие за санкциями действия наших властей были очень правильными. Они были направлены в том числе на сохранение автомобильной промышленности. И меры были разработаны с учетом озвученных "командирами" предприятий проблем и возможных путей решения", – сказал Когогин.
По его словам, действующий президент России Владимир Путин всегда внимательно относился к проблемам промышленной отрасли, поэтому неудивительно, что в кризисное время были оперативно внедрены действенные механизмы по его поддержке. И в первую очередь это касается технологического суверенитета российских предприятий.
"Политика локализации на совместных предприятиях – иногда даже в ущерб экономическим показателям – сделала свое дело. Когда наступило время "Ч" и иностранные партнеры ушли, мы не сбавили темпы и продолжили работу. Возникшие перемены стали главным вызовом, и мы все с ним справились", – заключил Сергей Когогин.
Алтайский край при этом играет далеко не последнюю роль, уверен спикер. Регион, с советских времен ориентированный на машиностроение, должен и дальше развиваться в этом важном для экономики страны направлении. Продукция алтайских заводов уже завоевала доверие, и в этой части можно ждать укрепления и расширения сотрудничества с крупнейшими российскими предприятиями, в том числе лидерами отечественного автопрома.