Начиная с 1 мая текущего года, стоимость проезда в общественном транспорте краевой столицы изменится. При этом у пассажиров есть возможность воспользоваться разными тарифными планами
Тарифы на проезд в общественном транспорте Барнаула изменятся с 1 мая текущего года – в этот день в силу вступит уже подписанное в городской администрации постановление за номером 590. Что нужно знать о новых тарифах и какие возможности есть у жителей краевой столицы, чтобы сэкономить на проезде, – читайте в материале "Толка".
Почему пересмотрели тарифы?
Для начала напомним, что в последний раз тарифы на проезд в общественном транспорте Барнаула повышались 1 января 2023 года – то есть почти полтора года назад.
Причина необходимости очередного пересмотра тарифов вполне понятна и прозрачна. Одна из них связана с объективными инфляционными процессами.
Кроме того, общая экономическая ситуация, как заявляют городские перевозчики, также диктует свои условия на рынке. Например, за 2023–2024 годы стоимость горюче-смазочных материалов выросла на 20–25%. Запасные части показали еще более существенное удорожание – на уровне 30%.
Не обошел стороной рост цен и такие статьи расходов, как, например, электроэнергия. Плюсом к этому – летом текущего года произойдет пересмотр тарифов на услуги ЖКХ.
Впрочем, на этом список статей расходов перевозчиков не заканчивается. Так, с начала 2024 года на 18,5% вырос размер минимальной оплаты труда, а значит компании обязаны увеличивать зарплаты сотрудникам.
При этом надо понимать, что транспортная отрасль, к сожалению, не является самой прибыльной и сфера постоянно испытывает кадровый голод. А это, по совершенно понятным причинам, сказывается на качестве транспортного обслуживания горожан, которые ощущают нехватку водителей и кондукторов.
Гендиректор компании "Евробус-плюс" Роман Арапов прямо подчеркивал: сегодня дефицит кадров в сфере пассажироперевозок по самым позитивным прикидкам составляет около 35%.
Все это заставило в начале текущего года перевозчиков обратиться в городскую администрацию с тем, чтобы пересмотреть стоимость платы за проезд. Причем перевозчики заявляли, что в автотранспорте необходимо поднять тариф за наличный расчет до 35 рублей, а в электротранспорте – до 44 рублей.
В конечном же счете было принято решение изменить тариф по "нижней планке" для всего городского транспорта – то есть до упомянутых 35 рублей.
Тарифная линейка
Впрочем, надо особо отметить, что плата за проезд в автобусах, трамваях и троллейбусах Барнаула с 1 мая в размере 35 рублей – это максимальный тариф за наличный расчет и по бесконтактным банковским картам.
Как объяснил председатель комитета по дорожному хозяйству и транспорту администрации города Валерий Ведяшкин, повышение платы за проезд будет дифференцированным в связи с тем, что в общественном транспорте действует весьма широкая тарифная сетка.
В итоге градация размера стоимости проезда будет выглядеть так:
"Говорить, что рост платы за проезд составит именно пять рублей, не совсем правильно. Речь идет о расчете наличными и банковскими картами. Если человек постоянно пользуется общественным транспортом, он может воспользоваться общегражданским проездным билетом и платить по 27 рублей за поездку. Кроме того, в городе действует "Электронный кошелек", который можно пополнять по мере необходимости. По нему оплата будет составлять 29 рублей. Поэтому все меньше жителей города пользуются наличными при расчете за проезд", – акцентировал внимание Валерий Ведяшкин.
Высказывался на этот счет и глава Барнаула Вячеслав Франк. Он обращал внимание на то, что в городе существуют нерегулируемые и регулируемые маршруты. В первом случае перевозчики сами решают вопрос повышения стоимости проезда. Для этого им нужно лишь уведомить о своих намерениях администрацию города. Во втором случае транспортные компании должны получить одобрение от мэрии.
С 1 мая тарифы как раз изменятся на регулируемых маршрутах.
"Рост стоимости проезда на нерегулируемых и регулируемых маршрутах – это не одно и то же. В первом случае это исключительно коммерческие услуги и люди не могут воспользоваться льготами и возможностями того же электронного кошелька, оплата через который на рубль снижает стоимость каждой поездки. На регулируемых маршрутах ситуация иная. Мы можем обеспечить доступность проезда на общественном транспорте за счет широкой линейки тарифных планов", – подчеркивал глава краевой столицы.
Инвестиции в развитие
К слову, в мэрии краевой столицы прекрасно понимают, что рост тарифа – мера необходимая. И дело тут не только в том, что изменение стоимости проезда поможет городским перевозчикам решить сиюминутные задачи.
По словам руководителя транспортного комитета администрации Барнаула, в том числе дополнительные средства помогут инвестировать в обновление подвижного состава и в целом скажутся на развитии отрасли.
В данном случае следует напомнить, что перед городом стоит задача добиться того, чтобы к 2030 году каждый четвертый пассажирский автобус в краевой столице был новым.
В целом же, как показывают цифры, на обеспечение транспортной доступности населения ежегодно из бюджета Барнаула выделяются большие средства, размер которых растет год от года.
Например, в 2020 году на развитие сферы пассажироперевозок город потратил 195 млн рублей. К 2024 году эта сумма выросла в пять раз. Так, в 2024 году на общественный транспорт, работающий по регулируемым тарифам, в городском бюджете заложен почти 1 млрд рублей.
Из них 833 млн рублей пойдут на заключение контрактов с пассажироперевозящими предприятиям, а 131 млн рублей – на субсидирование транспортных компаний, которые предоставляют льготный проезд для школьников, студентов, пенсионеров и т.д. В числе расходов и другие выделения из бюджета на транспортную сферу.
Свое слово в модернизации транспортной системы Барнаула, конечно, скажут и новые автобусы, которые уже поставлены на баланс города. Этот транспорт, напомним, был закуплен на средства казначейского кредита. Всего в Алтайском крае на 800 млн рублей закупили 65 автобусов. Барнаулу для создания муниципального автобусного предприятия приобрели 41 автобус большого класса. Их общая стоимость составляет порядка 685 млн рублей.
Первые ходовые испытания этих автобусов прошли в краевой столице 24 апреля.