"Алтайавтодор" после определения оставшихся работ планирует запустить процедуру поиска подрядчика для достройки объекта, а бывшего исполнителя ждут штрафные санкции
Новая транспортная развязка в прошлом году осталась без подрядчика. Стройка опустела, а объект замер на стадии 78-процентной готовности. Из-за срыва сроков запуска объекта перед Новым годом "Алтайавтодор" разорвал контракт с компанией "РСК", выигравшей тендер на проведение работ. Развязку теперь ждет поиск подрядчика для завершения строительства, а экс-исполнителя – штрафы за нарушение условия контракта. Что еще известно о будущем "южных ворот Алтайского края", редакции "Толка" рассказали в региональном минтрансе.
Готовность объекта и штрафы за опоздание
В Министерстве транспорта Алтайского края (которому подведомствен "Алтайавтодор". – Прим. ред.) сообщили, что строительство новой транспортной развязки остановилось на довольно высокой степени готовности. На сегодняшний день она составляет 78%.
В частности, почти готов металлический путепровод, который должен напрямую соединить шоссе Ленточный Бор с трассой А-322 ("Барнаул — Рубцовск"). При этом эстакада, на взгляд непрофессионала, выглядит пригодной для эксплуатации – ее основные элементы, включая шумозащитные панели, освещение и асфальтовое покрытие, на месте. В Сети горожанами даже высказывалось мнение, что по ней можно было бы запустить движение. Однако в министерстве развеяли эти необоснованные надежды. Движение по надземной части развязки – путепроводу – на сегодняшний день невозможно, так как "не завершено строительство подходов к нему".
Что касается тоннеля (его готовность вызывает у барнаульцев больше опасений), то степень готовности этого подземного уровня транспортной развязки оценивается в 70%. Здесь осталось выполнить бетонирование стенок на оставшемся участке протяженностью 140 погонных метров. Как ранее отмечали эксперты, данный вид работ можно было бы выполнить в зимнее время – технологии позволяют.
Но пока взяться за них формально некому. Из-за срыва сроков запуска объекта в конце декабря 2024 года госзаказчик разорвал контракт с действовавшим на тот момент исполнителем. Для продолжения строительства нужен подрядчик, с которым официально подписан соответствующий договор. Его намерены найти, но когда именно, пока неизвестно.
"Для завершения работ на развязке КГКУ "Алтайавтодор" определит оставшиеся виды работ и проведет процедуру выбора нового подрядчика. В соответствии с контрактом за неисполнение обязательств компании ООО "РСК" будут предъявлены штрафные санкции", – пояснили в ведомстве текущую ситуацию, сложившуюся вокруг недостроенной развязки.
Причины срыва и их последствия
Официально известно, что причин срыва сроков было несколько. В частности, после официального заявления о переносе запуска "южных ворот Алтайского края" с конца 2024 года на лето 2025-го были озвучены следующие факторы: неверные управленческие решения, погодные условия (залповые ливни, подтапливающие строящийся тоннель), дефицит узких специалистов и санкции – из-за невозможности использовать часть изначально заложенных стройматериалов пришлось искать им замену и вносить в связи с этим правки в рабочую документацию с последующим повторным прохождением экспертизы.
Таким образом, отметили в региональном минтрансе, компания "РСК" не смогла исполнить подписанный контракт и своевременно освоить запланированную на строительство инфраструктурного объекта сумму.
"Подрядчик допустил существенное отставание от графика и не обеспечил усиление рабочей силы на объекте, несмотря на неоднократные уведомления заказчика принять необходимые меры", – заметили в министерстве.
В ведомстве напомнили, что с аналогичными проблемами московское предприятие столкнулось не только в Алтайском крае. На протяжении 2024 года в отношении компании подали иски несколько организаций по всей стране. Всего, по подсчетам алтайского министерства, на московскую организацию заведено в общей сложности 185 дел.
"Компанией были приостановлены работы практически на 30 объектах в Российской Федерации", – подчеркнули в ведомстве.
Отметим, что с начала 2025 года поток исков не прекратился. На момент написания данного материала в общей картотеке арбитражного суда были отображены 35 дел на разной стадии рассмотрения. Два из них были поданы алтайскими компаниями: "Сибирь Авто Альянс" и Алтайским заводом минеральных порошков. Общая сумма исков составила более 3 млн рублей. По одному из них (поданному руководством завода) уже есть решение в пользу истца.
Позиция минтранса
Добавим, что в начале года из неофициального источника стало известно, что к списку уже известных факторов срыва сроков запуска развязки подрядчик добавил нарушения сроков, которые якобы допускал заказчик, начиная со старта реконструкции объекта. Подробнее об этом можно прочитать здесь.
Причины московская компания отразила в письме, направленном в адрес начальника "дорожной" организации (есть в распоряжении редакции. – Прим. ред.). Смысл документа сводится к довольно простому резюме: неисполнение сроков произошло "по не зависящим от подрядчика обстоятельствам". На основании изложенного в документе компания "РСК" попросила рассмотреть вариант отмены решения об одностороннем расторжении госконтракта и заключить дополнительное соглашение, увеличив сроки сдачи объекта.
Относительно письма в адрес "Алтайавтодора" в минтрансе региона пояснили следующее:
"Рабочая документация была утверждена и проверена подрядчиком в декабре 2023 года, в том числе приемка документации произошла в установленные контрактом сроки – декабрь 2023 года. Далее все корректировки технических решений обсуждались в рабочем порядке со всеми участниками строительного процесса. Согласно контракту, подрядчик подтвердил изучение проекта и взял на себя риски и затраты. На этапе проведения тендера и заключения контракта никаких запросов от потенциальных участников торгов к КГКУ "Алтайавтодор" не поступало", – сообщили в министерстве.
В ведомстве также добавили, что в 2023 году московской компании "была предоставлена часть аванса для закупки строительных материалов". Причем точные сроки перечисления денег не указаны. Таким образом, отмечают в министерстве, "у подрядчика не было препятствий для проведения основных работ".
"Вместе с тем, несмотря на расторжение контракта, для устранения спорных вопросов и определения дальнейших действий совместно с ООО "РСК" в январе текущего года состоялось рабочее совещание, где достигнуты определенные договоренности", – рассказали в минтрансе, однако не уточнили, о каких именно договоренностях идет речь.
Как бы то ни было, объект наверняка достроят. Не исключено, что уже летом этого года, как и было запланировано после корректировки сроков из-за срыва запуска, на дорожном объекте дадут долгожданный старт движению.