Спонтанная идея об открытии небольшой кофейни переросла в большой путь, в котором сейчас задействовано несколько сотен сотрудников
10 лет назад в Барнауле открылся первый кофе-бар FreeMan's. Сегодня бизнес разросся. В планах – зайти в другие регионы России посредством франшизы. Как развивалось заведение и с какими интересными клиентами приходилось сталкиваться – в материале "Толка".
"Свободные люди"
Идея об открытии заведения появилась спонтанно.
"На тот момент у нас уже был проект "Центральная кофейня" и часть оборудования. Появилось подходящее помещение, и мы открыли маленький кофе-бар. Исходя из того, что у нас были производственные мощности, хорошие складские помещения, мы могли делать десерты и кое-что из еды. Соответственно, из примитивной точки "Кофе с собой" мы сразу же сделали кофе-бар с большим ассортиментом продукции", – рассказал управляющий сетью Станислав Кадров.
Через четыре месяца маленький бар перестал вмещать в себя всех желающих, поэтому было принято решение о расширении.
Название сети кофеен придумал дизайнер-художник Илья Октябрь. С владельцами он работал давно и помогал в декорации самых первых заведений.
"Когда мы начали новый проект, названия еще не было. У него родилась вот такая качественная история. Я ему только поаплодировать могу за это, он очень крутой человек", – говорит Станислав.
Смысл в название вкладывали такой – "свободные люди", "свободный человек". По словам управляющего, тогда идея просто понравилась, но она сработала.
"Общепит достаточно романтизирован"
Сейчас в краевой столице семь действующих кофе-баров сети. Совсем скоро по франшизе в Барнауле появится восьмой, а где именно – пока держится в секрете.
"На самом деле мы собирались давно оформить франшизу, на это подтолкнули наши гости. В Барнаул приезжают люди из других регионов, которым формат наших кофе-баров очень нравится. Многие начали задавать вопросы о франшизе, как это сделать. У нас не было готового вообще ничего, были только мысли, с которыми мы работали. Но когда мы открыли уже пятый кофе-бар, а потом шестой, то пришли к тому, что нужно масштабироваться, а сделать это можно только путем упаковки франшизы и внедрения ее в регионы", – делится спикер.
Помочь в этом нелегком деле помогла господдержка от центра "Мой бизнес" в рамках национального проекта "Эффективная и конкурентная экономика". Кстати, первую франшизу уже удалось продать:
"У нас есть стратегия – не продавать франшизы в Барнауле, кроме отдаленных районов по типу Новоалтайска и Южного. Но первую все же решили продать здесь, в тот район, который нами не охвачен. Мы решились на этот шаг, потому что наш франчайзи был по-хорошему настырен. А также чтобы обкатать эту франшизу в нормальном виде у себя под боком".
Развитие сети в нашем городе владельцы решили оставить себе, а в регионы уже отдавать на откуп грамотным профессионалам.
"Немаловажно, что человек должен понимать принцип такого бизнеса или владеть каким-то общепитом, чтобы заниматься нашей франшизой. Или же у него в команде должен быть сотрудник, который понимает, что это такое. В наше время общепит достаточно романтизирован, а на самом деле это очень-очень сложная работа", – продолжил Станислав.
"Шесть дней в неделю в офисе"
Команда сети кофеен сейчас состоит из порядка 300 человек. Раньше все собеседования Станислав проводил сам, начиная с линейного персонала:
"Наш коллектив может отличаться от других постоянным присутствием на работе. В том числе и я, который шесть дней в неделю находится в центральном офисе. Раз в неделю езжу на контроли на наши точки. Коллектив это видит и старается работать по такому же принципу. Они полностью вовлечены, но не по принуждению, а по собственному желанию".
Собеседник также отметил, что бывают и какие-то недочеты, но только из-за того, что сотрудников очень много. Тем не менее, по его словам, они стараются держать качество в любых ситуациях.
Раньше в команду брали людей без опыта. На самой первой точке даже из трех бариста двое были выходцами из банков.
"Сейчас у нас в приоритете ребята с опытом, но только по одной простой причине, что им будет тяжело вклиниться и научиться с нашими проходками и нашим оборотом. Иногда мы даже просим сначала поработать где-то в другой кофейне с меньшими проходками и потом приходить к нам. Таких случаев уже немало", – объяснил Станислав.
За время существования кофе-баров было немало интересных случаев, связанных с клиентами. Например, рано утром могли прийти пьяные люди и, увидев количество сиропов на баре, попросить налить им 50 грамм.
"Были случаи, когда к нам приходили клиенты с оружием. 1 января пришел человек и положил на стол автомат. Он спокойно попил кофе и ушел. Не угрожал, не стрелял, а просто вот так захотел выделиться, что ли", – подытожил управляющий.