По всей видимости, панических настроений федеральные новшества все же не вызвали. Впрочем, нет у таксистов и горячего энтузиазма
Новость о грядущей локализации такси – то есть, грубо говоря, "пересаживании" извозчиков на отечественные авто – стала нашумевшей. Госдума приняла соответствующий законопроект в трех чтениях, что в целом означает почти гарантированное "полное" принятие: вероятность того, что его "забракуют" на уровне Совфеда, крайне мала. Что эти новшества несут Алтайскому краю и как их оценили эксперты и представители самой отрасли пассажирских перевозок, выяснял корреспондент "Толка".
Либо местный, либо "партнерский"
Cуть законопроекта такова: после его предполагаемого вступления в силу в 2026 году в реестр можно будет вносить только автомобиль, проходящий порог баллов локализации либо произведенный в рамках специального инвестконтракта, заключенного в период с 1 марта 2022 года по 1 марта 2025 года. В некоторых регионах, впрочем, предусмотрен переходный период: так, в Сибири, включая Алтайский край, пересаживать на отечественные машины таксистов начнут лишь после 1 марта 2028 года.
Под локализацией понимают производство автомобиля или его запчастей на территории России. В расчете баллов учитываются даже использование российского металла, сварка и окраска кузова. Что же касается упомянутых инвестконтрактов, то в них на сегодняшний день участвуют лишь "Москвич" и "Моторинвест".
Как сообщает РБК, на данный момент под критерии законопроекта уже подходят следующие автомобили: четыре модели LADA (Granta, Vesta, Iskra, Aura), "Москвич-3" и "Москвич-6", XCITE X-Cross 7 и X-Cross 8, электромобили Evolute i-PRO и i-JOY.
Легко и недорого
Пожалуй, "обзор" отношения экспертов к новшествам стоит начать с оптимистов. Это, например, депутат АКЗС, председатель парламентского комитета по промышленности, предпринимательству и туризму Владимир Семенов.
"Мы говорим рынку производителей: если вы хотите, чтобы ваши машины были реализованы в Российской Федерации, в том числе на рынке такси, будьте любезны, локализуйтесь и тогда вы получите конкурентное преимущество. И мы говорим таксистам: ребята, смотрите, будут вот такие новые правила, давайте будем им соответствовать", – описал цели новшеств Семенов.
Переходный период, в том или ином варианте предусмотренный законопроектом, по мнению собеседника, даст производителям возможность по-настоящему локализоваться (по всей видимости, за счет большего использования российских комплектующих и т. д.), а самим таксистам — сменить авто на российское. При этом замена машин на отечественные не должна стать болезненной.
По оценке эксперта, к моменту, когда водителям нужно будет принять окончательное решение – уйти из профессии или пересесть на отечественное авто, – состояние автомобилей, работающих сегодня, и так будет требовать их замены. А отечественные же авто, в частности продукция "АвтоВАЗа", достаточно экономичны как с точки зрения покупки самого автомобиля, так и с точки зрения ремонта и обслуживания. При этом вероятность скачка цен на услуги такси, по словам Владимира Семенова, все же существует, хотя и находится под вопросом.
Что же касается тех, кто все еще предпочитает работать "всерую", без регистрации в реестре такси и вряд ли будет пересаживаться на отечественное авто (если это не совпадет с их собственными интересами), то депутат АКЗС уверен: прецеденты наказаний за подобный стиль работы будут вполне эффективным методом очистки рынка.
Сами таксисты, во всяком случае в краевой столице, настроены куда более скептично. Ни продукция отечественного (или же "отечественного") автопрома, ни вероятность наказаний за работу "всерую" не вызывают у них энтузиазма в переходе на отечественный транспорт.

"Что-то будет"
Корреспонденту "Толка" удалось пообщаться с тремя представителями водительской профессии из Барнаула. Двое из них, кстати, уже работают на отечественных автомобилях.
Однако оба водителя-"патриота" заявляют: выбор российского авто продиктован скованностью в средствах. Так, девушка-таксист Марина отмечает, что изначально присматривала "Хендай", однако в итоге бюджет позволил взять лишь "Ладу Гранту". Другие таксисты, по словам водителя, новшествам тоже совсем не рады. Однако предполагать, какую именно реакцию законопроект в случае окончательного принятия вызовет у ее коллег, она не берется.
"Не представляю что, но что-то будет", – шутит Марина.
Коллега Марины по цеху Дмитрий разъезжает на "Москвиче", но среди его планов на будущее покупка именно иномарки, которую он намерен поставить на учет до 2028 года. Все для того, чтобы проработать еще несколько лет именно на ней. "Для себя" российский автомобиль Дмитрий также не рассматривает.
Из-за грядущих новшеств извозчик не слишком переживает, однако отмечает несколько деталей. Так, например, у него вызывает сомнения возможность российской промышленности закрыть потребность во всех категориях такси собственными авто. В особенности это касается "премиального" такси: кроме "Ауруса" автомобилей данного формата с российскими корнями, по всей видимости, просто не существует. Общее качество отечественных и партнерских автомобилей у Дмитрия также вызывает недоверие: так, его собственный "Москвич" он оценивает как фактически китайское авто, надежность которого в долгосрочной перспективе вызывает множество вопросов.
Наконец, таксист Кирилл настроен к отечественному автопрому крайне критически: по его оценке, от Китая современные машины из России вообще мало чем отличаются. А потому к новшествам в отрасли водитель относится крайне негативно. Впрочем, по его словам, есть и один серьезный утешительный для водителей фактор: малая вероятность того, что за соблюдением новых правил кто-то будет серьезно следить.
"В Барнауле все равно почти никто не регистрирует машины в реестре. Никто этого практически не проверяет", – заявляет таксист.
А вот в самых крупных городах, как считает водитель, перемены неизбежны. Так, новшества, вероятно, убьют категорию водителей-"частников": таксист уверен, что желающих купить условную "Ладу Гранту" не будет и таксисты окончательно перейдут на аренду машин у парков. Однако в целом ухода таксистов с рынка представитель отрасли не ждет. По мнению Кирилла, работы, фактически не требующей высокой квалификации, но при этом обеспечивающей сопоставимый с перевозками доход с таким же низким порогом вхождения, практически нет.

Взаимная поддержка
Автоэксперт и блогер Александр Михельсон отмечает: с одной стороны, новшества действительно должны поддержать российский автопром. Однако то, насколько тот же вышеупомянутый "Москвич" является российским, по его словам, вызывает большие сомнения. Даже уровень локализации условного "АвтоВАЗа", как отмечает Михельсон, не является полным.
Кроме того, "запретительные" меры носят нерыночный характер и, по словам специалиста, напоминают уже плановую экономику. Куда лучшими шагами, по оценке автоэксперта, были бы субсидии на приобретение отечественных авто и создание производителями доступных машин для такси, как это, например, сделано в Индии.
А руководитель межрегионального профсоюза "Таксист" Андрей Попков в свою очередь озвучил позицию профессионального объединения. Как отмечает Попков, союз, в общем-то, не против поддержки отечественного автопрома, однако таксисты ждут и встречных шагов. Это, во-первых, улучшение качества российских автомобилей: они, по оценке Попкова, не соответствуют стандартам 2025 года.
"Автомобиль такси должен быть большим и надежным, рассчитанным как минимум на полмиллиона километров, с мощным мотором и безопасным салоном", – считает собеседник "Толка".
Разумеется, нужны и меры финансовой поддержки. Как отмечает глава профсоюза, необходим формат грантов и компенсаций, позволяющих получить деньги оперативно.
При этом в целом большого негативного ажиотажа у представителей отрасли, по словам Андрея Попкова, новшества все же не вызывают. Закон не имеет обратной силы, а потому люди будут иметь достаточно продолжительный запас времени для того, чтобы успеть поработать на машинах, вставших на учет до его вступления в силу.