С апреля регоператор Барнаульской зоны по вывозу отходов перестал работать в ряде сел Троицкого района. Как пояснили в компании, обслуживание пришлось остановить после предписаний Госинспекции
Власти Алтайского края регулярно отчитываются о количестве жителей, охваченных централизованным вывозом мусора. Сначала быстро, теперь медленнее, но показатели только росли. Однако есть в регионе несколько случаев, когда мусорная реформа откатилась назад. Так произошло, например, в малых селах Троицкого и Косихинского районов из-за пробелов в официальных документах и законодательстве. Региональный оператор регулярно вывозил мусор, но Госинспекция обнаружила нарушения в периодичности. И теперь твердые коммунальные отходы (ТКО) в селах вообще никто не вывозит, пишет "Политсиб.ру".
Не успели привыкнуть
Впервые в жизни мусоровоз стал приезжать в села Боровлянка, Петровка, Загайново, поселки Гордеевский, Октябрьский и Клюквенный Троицкого района с ноября 2019 года. Раньше жителям приходилось вывозить отходы на местную свалку, затем были отведены специальные площадки или в самих селах, или на выездах.
Правда, площадки – это места без мусорных контейнеров: приносишь свой пакетик и кладешь его на кучку таких же. К сожалению, во многих небольших населенных пунктах региона пока только так (по оценкам властей, в Алтайском крае не хватает около 15 тысяч контейнеров). За установку баков отвечают местные власти. Одна оборудованная по всем правилам площадка стоит около 40 тысяч.
С необустроенных контейнерами площадок мусор вывозили по утвержденному с властями графику: где-то раз в неделю, где-то раз в месяц.
Но с апреля 2020 года регоператор Барнаульской зоны ("ЭКО-Комплекс") перестал работать в ряде сел района. Как пояснили в компании, обслуживание территории пришлось остановить после нескольких предписаний Госинспекции.
Ведомство провело проверку и постановило, что регоператор не соблюдает правила предоставления коммунальных услуг. А именно вывозит мусор реже, чем положено. "ЭКО-Комплекс" должен вернуть часть собранной с жителей сел платы – 1,7 млн рублей. А также организовать ежедневный приезд мусоровозов.
Та же история в селах Лосиха и Филатово Косихинского района.
В "ЭКО-Комплексе" с этими претензиями не согласны и пытаются отстоять свою позицию в суде. А пока идет разбирательство – оно может длиться более полугода, - вывоз мусора и начисление новой платы приостановлены.
Дьявол кроется в формулировках
Руководитель "ЭКО-Комплекса" Виктор Карл сообщил, что мусор компания вывозила, как прописано в территориальной схеме, утвержденной минприроды еще в 2016 году и актуализированной уже после начала реализации мусорной реформы – в 2019-м. Кроме того, все графики были согласованы с местными властями.
По словам Карла, в обновленной схеме все населенные пункты поделены на три категории. В нашем случае речь идет о селах с численностью населения до 1 тысячи человек – это третья группа. В документе указано, что в таких муниципалитетах количество емкостей определяется расчетным методом в соответствии с объемами накопления отходов. А периодичность вывоза может осуществляться по мере накопления, но не реже одного раза в шесть месяцев.
Указанные села – действительно маленькие. В каких-то не более четырех десятков жителей.
Такой трактовки придерживается и Министерство строительства и ЖКХ Алтайского края, следует из ответа ведомства.
"В данном случае вывоз ТКО осуществлялся из мест временного хранения отходов по графикам, определенным органами местного самоуправления и не противоречащим требованиям территориальной схемы обращения с отходами", – сообщили в минстрое.
Однако в Госинспекции своя позиция на этот счет. Здесь заявляют, что в данном случае нужно руководствоваться исключительно постановлением правительства РФ № 354. По нему вывоз должен осуществляться в холодное время года (при температуре ниже +5 градусов) не реже одного раза в три дня, в теплое время (свыше +5 градусов) – не реже одного раза в сутки.
Это требование содержится и в СанПиНе. Но там есть одна важная приписка: "В труднодоступных и малочисленных населенных пунктах главные государственные санитарные врачи по субъектам РФ принимают решение об изменении срока временного накопления ТКО с учетом среднесуточной температуры наружного воздуха на основании санитарно-эпидемиологической оценки".
Оператор обращался в Роспотребнадзор. В "ЭКО-Комплексе" просили провести санитарно-эпидемиологическую оценку и выдать решение об изменении срока временного накопления ТКО в ряде сел, правда, уже другого, Ребрихинского района.
Ответ ведомства поставил специалистов в тупик: "К вашему письму не приложены документы, подтверждающие, что восемь населенных пунктов Ребрихинского района являются труднодоступными и малочисленными". Каким образом выстраивать работу, совершенно непонятно, говорит Карл.
В этой истории есть еще один важный аспект. Постановление правительства № 354 (О предоставлении коммунальных услуг) регламентирует вывоз отходов в холодное и теплое время года исключительно из мест (площадок) накопления ТКО, то есть оборудованных полноценными контейнерами.
Госинспекция, таким образом, уравнивает понятия "место временного хранения" (не оборудованное контейнерами) и "место (площадка) накопление ТКО". Между тем, по ФЗ № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и другими нормативными актами эти понятия не тождественны, заявляет Виктор Карл.
Если уж организаторы процесса не могут разобраться, то местные жители тем более не разбираются в тонкостях процесса. Да им этого и не надо, им нужен регулярный вывоз и желательно почаще. Конечно, кому понравится такая санкционированная мусорная свалка. Однако местные власти только разводят руками: денег на полноценные "места накопления ТКО" в виде контейнеров нет.
Расходы вырастут в несколько раз
Чтобы понять суть дела, необходимо разобраться и в финансовой стороне вопроса.
"Расчёт стоимости услуг регоператоров проведен исходя из требований действующего законодательства, в том числе территориальной схемы по обращению с ТКО. Указанный показатель является одним из критериев конкурса при отборе регионального оператора", – говорит замначальника управления – начальник жилищного отдела управления по ЖКХ Сергей Малков.
То есть краевой минстрой выставил на конкурс предельную стоимость услуги для регоператоров в зонах обслуживания. И эта стоимость формируется на основании данных терсхемы. А в документ заложена кратность вывоза – не реже одного раза в неделю.
Второй момент. Необходимая валовая выручка определяется краевым управлением по государственному регулированию цен и тарифов на основе затрат на транспортирование и не может превышать предельную стоимость услуги. В свою очередь, регоператоры проводят конкурсы на транспортирование ТКО, в которые закладывают условия по перемещению отходов, предусмотренные терсхемой. И по другому возить они не имеют права.
Повторимся: речь идет о кратности вывоза не реже одного раза в неделю или по согласованию с органами местного самоуправления.
Более 60% расходов оператора – траты на ГСМ, запасные части и техническое обслуживание. А, значит, чем чаще выезды, тем больше расходов. Очевидно, перевод удаленных населенных пунктов на ежедневный вывоз повлечет за собой невосполнимые затраты и банкротство регоператоров.
Например, в 2019 году на эту работу в селах Барнаульской зоны оператор потратил 51,5 млн рублей. Если увеличить кратность вывоза, то и сумма вырастет на 130,9 млн рублей.
"Расходы по ежедневному вывозу не были заложены в тариф. И в некоторых населенных пунктах это принесет нам прямые убытки", – подчеркивает руководитель "ЭКО-Комплекса".
Представители компании “ЭКО-Комплекс” приступили к видеофиксации несанкционированной выгрузки в порталы, расположенные в частном секторе Барнаула
Таким образом, складывается парадоксальная ситуация, когда минприроды, минстрой и управление по тарифам при своих расчетах берут одну кратность на транспортирование в селах и определяют стоимость услуги регоператора. В тоже время Госинспекция предъявляет к регоператорам абсолютно иные требования.
Барнаульский регоператор опасается, что несогласованность действий краевых ведомств может поставить под угрозу всю дальнейшую работу отрасли. А позиция Госинспекции – привести к увеличению стоимости необходимой валовой выручки регоператора и значительному повышению тарифа для населения.
Никакая компания не будет работать в минус. Чтобы выполнять все эти предписания, остается только один вариант – значительно увеличивать плату населения. Сегодня она относительно некоторых других регионов небольшая. Жители Троицкого, Павловского, Ребрихинского, Первомайского, Тальменского, Калманского, Косихинского районов, а также Новоалтайска и ЗАТО Сибирский платят в месяц по 40,57 рублей с человека.
Вот что на это сказали в Госинспекции:
"ЭКО-Комплекс", являясь коммерческой организацией, осуществляет предпринимательскую деятельность на свой страх и риск, поэтому само должно планировать свои расходы и доходы".
На вопрос, почему регоператор перестал оказывать услугу в ряде сел Троицкого и Косихинского района, в ведомстве не ответили, посоветовав обратиться в региональный минстрой.
В минстрое же рекомендовали регоператорам "более четко выстраивать логистику, а также использовать соответствующую объему и массе отходов спецтехнику", чтобы оптимизировать расходы.
Но в "ЭКО-Комплексе" заявляют, что ничего не нарушали, работали, как прописано в территориальной схеме. И спрашивают в ответ: почему виновником за противоречия между терсхемой и федеральным законодательством становятся регоператоры? И почему ни у кого нет вопросов к этому документу? При этом даже в минстрое признали, что схема противоречит постановлению, но при этом именно по нему работают все операторы.
Может, просто переписать терсхему?
А так и надо было сделать, говорят эксперты. Причем уже давно. И минприроды сейчас как раз занимается актуализацией существующего документа. Обновленный документ может появиться к концу года.
По словам основного разработчика первого варианта схемы, научного сотрудника Института водных и экологических проблем СО РАН, эксперта ОНФ Виктора Резникова, необходимость назрела не только из-за разных трактовок, но и из-за изменения федерального законодательства.
На самом деле проблема намного шире. Малых сел в регионе сотни. И во многих о контейнерах только мечтают. Мусорная инфраструктура будет полностью сформирована в регионе еще нескоро, но мусор как-то надо вывозить. Вот только как сделать это по всем федеральным нормативам, не понятно.
Региональный оператор – это бизнесмен, который за определенную плату осуществляет услугу. Он не будет это делать в убыток себе. Тем более при неполной собираемости: на сегодняшний день население и юридические лица задолжали "ЭКО-Комплексу" 220 млн рублей.
Алтайские власти, понятное дело, заинтересованы в полном охвате региона мусорной реформой. Но самый крупный региональный оператор региона задается вопросом: а где гарантия, что компания зайдет на территорию с неподготовленным условиями – не оборудованными площадками - и не останется потом крайней на свой страх и риск?