Good bye, Америка. Что делала Мария Бутина в алтайской колонии для рецидивисток

Good bye, Америка. Что делала Мария Бутина в алтайской колонии для рецидивисток
Good bye, Америка. Что делала Мария Бутина в алтайской колонии для рецидивисток Фото: Фото: Иван Сухосыр, УФСИН России по Алтайскому краю

Отбыв наказание в американской тюрьме, Мария вернулась в Россию и решила заниматься общественно-политической деятельностью, как и до заключения

28 августа новоиспеченный член Общественной палаты РФ Мария Бутина приехала в новоалтайскую колонию для женщин-рецидивисток (ИК-11) с целью проконтролировать, как соблюдаются их права. Как бывшая осужденная в США девушка выбрала в качестве основного направления своей деятельности поддержку россиян за рубежом и тех, кто отбывает наказание в родной стране.

Лечение в колониях: Россия vs США

Вместе с Марией колонию посетили заместители председателя алтайской общественной наблюдательной комиссии Виктор Афанасьев и Руслан Демаков.

Good bye, Америка. Что делала Мария Бутина в алтайской колонии для рецидивисток
Good bye, Америка. Что делала Мария Бутина в алтайской колонии для рецидивисток
Фото: Мария Бутина в ИК-11. Фото: Иван Сухосыр, УФСИН России по Алтайскому краю

Первым пунктом в "экскурсии" оказалась медсанчасть. В ИК-11 женщин принимают терапевт, два фельдшера и приходящие два раза в неделю стоматолог и гинеколог. Есть смотровой и зубной кабинеты, лаборатория для сдачи общих анализов мочи и крови.

Она уже приняла участие в первом выпуске

Мария сразу поинтересовалась, можно ли в колонии поставить протез взамен утерянного зуба. Оказалось, можно — за деньги. А вот за лечение кариеса осужденные не платят.

"Когда у меня заболел зуб, в американском СИЗО мне дали стаканчик с солью и сказали полоскать. Как максимум предложили вырвать. А в колонии я несколько раз письменно просила посетить стоматолога, на что мне отвечали, что его просто нет и взять негде. Я так и не дождалась помощи", — рассказала о своем опыте Мария.

Пациенток ИК-11 с хроническими заболеваниями бесплатно обеспечивают необходимыми лекарствами. При острых состояниях осужденных экстренно госпитализируют в ЦРБ Новоалтайска либо в краевые учреждения.

А нас и здесь неплохо кормят

В столовой общественные деятели изучили меню и остались им довольны. Мария оказалась приятно удивлена, что осужденные каждый день едят мясо и рыбу. Но обратила внимание, что в меню есть свинина, а ее не едят иудеи и мусульмане.

Good bye, Америка. Что делала Мария Бутина в алтайской колонии для рецидивисток
Good bye, Америка. Что делала Мария Бутина в алтайской колонии для рецидивисток
Фото: Мария Бутина в ИК-11. Фото: Иван Сухосыр, УФСИН России по Алтайскому краю

Руководство новоалтайской колонии объяснило, что с отказами от свинины пока не сталкивались, а меню составляется согласно стандартам ФСИН. Заменить мясо теоретически можно только тем, что есть в наличии — другим мясом или рыбой.

Она рассказала собравшимся, чему ее научил полученный в США опыт

"По шариату в армии и в заключении можно есть свинину", — нашелся Виктор Афанасьев. Но Мария все же пообещала на федеральном уровне предложить идею по введению халяльной пищи в колониях.

В этот день в ИК-11 давали на обед борщ, макароны с гуляшом, салат со свеклой и компот. Все это член ОП РФ лично попробовала — из контрольной порции. В суп из открытого окна случайно попала оса, но Мария без тени смущения извлекла ее из тарелки и попробовала все блюда.

"Все очень вкусно! Конечно, не сравнить с американской тюремной едой. Там мясо — это редкость, в основном дают растительную пищу и мучные изделия. Курица раз в неделю, рыба раз в месяц, яйца отварные раз в два месяца. Кормят много, но не сбалансированно", — заключила Мария.

Быт заключенных

Заглянули общественники и на швейное производство, где трудится большинство женщин. Условия труда Марию Бутину устроили: в цеху было чисто, тепло и светло. Девушку порадовала возможность обучения в колонии как школьным азам, так и профессии швеи.

Good bye, Америка. Что делала Мария Бутина в алтайской колонии для рецидивисток
Good bye, Америка. Что делала Мария Бутина в алтайской колонии для рецидивисток
Фото: Мария Бутина в ИК-11. Фото: Иван Сухосыр, УФСИН России по Алтайскому краю

"В американской колонии было очень много необразованных. Причем их учили писать и читать такие же заключенные. Поэтому я там тоже преподавала. Мои студенты теперь делят числа по-русски: столбиком вниз, а не вверх, как это принято в США, и очень гордятся этим", — рассказала Мария.

В жилом корпусе отряда оставалось около 10 неработающих женщин — инвалиды и пенсионеры. Они коротко побеседовали с общественниками. Жаловаться никто не захотел даже в индивидуальной беседе, без присутствия руководства.

"Все устраивает! Мы тут не голодаем!" — почти радостно заявила одна из осужденных.

По словам отца девушки, она держится, старается заниматься спортом и активно изучает английский

Мария похвалила наличие отдельных мест для курения, заглянула в душевую и туалеты (в том числе уличный при цехах) и осталась довольна чистотой и изоляцией мест гигиены.

"В США мне очень не хватало возможности просто закрыть дверь в туалете", — рассказала девушка.

Спальни в отряде не были переполнены — застелены оказались от силы 2/3 кроватей. На каждой из них висела карточка с информацией о заключенной: фото, статьями, сроком и пометками "склонна к суициду", "склонна к побегу".

В карантинном отделении находились две осужденные — они недавно прибыли в колонию, и их будут наблюдать в течение двух недель, прежде чем отправлять в отряд. Поскольку работать эти женщины пока не могут, все свободное время они тратят на чтение книг и просмотр телевизора.

"Конечно, колония — это не санаторий, но условия здесь более чем приемлемые. Радует, что осужденных обеспечивают зимней одеждой. В США ее нужно было покупать самостоятельно, причем она стоила ползарплаты", — отметила девушка.

В чем разница?

Общественники также заглянули в пока закрытую для обучения школу, ШИЗО и комнату для длительных свиданий — сейчас их временно отменили из-за пандемии коронавируса. Но сам факт, что у осужденных есть возможность побыть с родными три дня, пусть и на территории колонии, Мария сочла огромным плюсом.

"В США вообще нет такого понятия. Там только короткие свидания, и ты не можешь прикоснуться к родному человеку, все общение через стекло. Мать не может взять на руки своего ребенка. Это ужасно", — рассказала бывшая узница.

Почему женщины убивают. Начальник отряда из алтайской колонии — о рецидивистках

Тех, кто сидит в ИК-11, даже язык не поворачивается назвать "слабым полом". Алкоголь, наркотики, нищета и семейное насилие толкают женщин на жестокие поступки

В ИК-11 Мария открыла для себя тот факт, что в России нет женских тюрем и колоний особого и строгого режимов — только общий и поселение. Также в РФ женщин не наказывают пожизненным заключением.

"Я очень рада, что у нас так. В США дают и пожизненное, и смертную казнь — только в путь! И это очень страшно. Я сидела с теми, кто осужден на пожизненное. Их было достаточно много.

Это очень страшно. Человек медленно морально умирает, понимая, что никогда не выйдет. И УДО на федеральном уровне в США нет — только в отдельных штатах", — разоткровенничалась Мария.

В целом Бутина охарактеризовала российское уголовное право как гуманное. Так, к примеру, за убийство, по ее словам, в США дают в разы более суровые сроки.

"В тюрьме не должно быть хорошо — это форма наказания. Я не склонна доводить ситуацию до абсурда, как некоторые любят делать: мол, должно быть как в санатории. Нет, это должно быть наказание, но при этом без унижения человеческого достоинства. Должны быть возможности для исправления и социализации. И они тут есть: это образование, профессиональное обучение и трудоустройство", — заявила Мария.

Бутина также отметила, что по осужденным всегда видно, как к ним относятся, даже если они это не озвучивают. И в Новоалтайске, по ее мнению, обстановка вполне благополучная, и с начальством у рецидивисток есть взаимопонимание.

"Алтайский край имеет для меня принципиальное значение, поскольку я отсюда родом, здесь живут мои родители. Поэтому я хотела бы направлять свои силы прежде всего на родной регион. Этим обусловлен мой выбор учреждения. Мне было важно увидеть, что здесь соблюдают права человека и нет издевательств. Как человек, который находился в таких же условиях, я вижу немного больше остальных, — заверила Мария.

Зонателеком: алтайские заключенные из-за коронавируса перешли в режим онлайн

Все свидания приостановлены, но осужденные могут общаться с семьями по видео и электронной почте

Однако общественный деятель подметила не только плюсы. Мария решила поднять на федеральном уровне "вопросы, связанные с системой в целом", и внести предложения по улучшению обстановки в местах заключения. Помимо питания согласно религии, девушка привела в пример доступ к телефону. Американские осужденные могут позвонить родным в любое время, а в России по закону нужно предварительно записываться, чтобы совершить звонок.

"Тем не менее я вижу, что администрация колонии делает все, что может, чтобы обеспечить достойное отбывание наказания", — заключила Мария.

Мария Бутина
Мария Бутина
Фото: Иван Сухосыр, УФСИН России по Алтайскому краю

Бутина не исключила, что в будущем посетит и мужскую колонию, но в приоритете у нее все-таки права женщин.

"Я бы хотела говорить о тех вещах, которые я знаю на практике, а не рассуждать о том, чего не знаю. Очевидно, что я не сидела в мужской колонии и не могу объективно оценивать условия содержания там", — объяснила общественный деятель.

В своей работе Мария пообещала "проводить параллели" между двумя странами, избавляться от худшего и заимствовать лучшее".

Напомним, Бутина получила 1,5 года тюрьмы в США, признав себя виновной в работе иностранным агентом без регистрации. Ее задержали в июле 2018 года. Девушка освободилась и вернулась в Россию в октябре 2019 года.

Лента новостей