Если проездной оформлен не на конкретное лицо, восстановить его невозможно. И все средства на счете в конечном итоге получат перевозчики либо финансовые организации
После повышения платы за проезд в Барнауле с 1 ноября транспортные карты (электронные проездные) станут еще привлекательнее для горожан, не пользующихся льготами. Если сейчас разница в цене билета за наличные составляет 2-3 рубля, то после повышения она вырастет до 3,5-5 рублей. Но у них есть один огромный недостаток – в случае утери восстановить карту невозможно.
Благотворительность поневоле
В редакцию "Толка" обратилась жительница Барнаула Ксения Головина и рассказала, что лишилась 1 тыс. рублей после утери своей транспортной карты.
"Я потеряла свою транспортную карту, она не персональная – на ней нет моего имени. Мне отказали в ее восстановлении и возврате денежных средств, хотя у меня есть чеки из киоска о ее пополнении. А восстановить ее нельзя, потому что якобы этой карты нет в системе. Но при этом я могу проверить через сайт "Центртранса" наличие поездок на ней и срок действия по номеру. Это более чем странно и, на мой взгляд, незаконно", – считает девушка.
Как сообщили "Толку" в МУП "Центртранс", порядок оформления, выдачи, пополнения, замены транспортных карт и возврата денежных средств с них регулируется постановлением администрации Барнаула № 2118 "Об утверждении Положения об электронной системе оплаты и учета проезда на автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте по маршрутам регулярных перевозок города Барнаула".
Согласно п. 16.4 этого документа, восстановление утраченного электронного средства платежа, за исключением персональной транспортной карты, не осуществляется.
Действительно, кажется странным прописывать такое правило, если у человека имеются чеки о пополнении карты, зафиксирован номер этой карты и есть возможность проверить ее баланс на сайте "Центртранса". О какой системе, в которой таких карт якобы нет, идет речь, специалисты предприятия не пояснили.
А если карта испортилась?
Есть и позитивный момент: в случае повреждения неименной (неперсональной) транспортной карты при ее наличии у пользователя можно заменить ее с восстановлением поездок. Стоимость новой карты придется оплатить, если будет установлено, что она повреждена по вине ее держателя.
Если карта испортилась не по вине держателя, в течение семи рабочих дней исправное электронное средство платежа с аналогичным тарифным планом и лимитом выдадут бесплатно.
И в первом, и во втором случае нужно предъявить саму карту и документ, удостоверяющий личность. Для чего нужен паспорт, если карта все равно неименная, не сообщается.
Кстати, оформить персональную карту могут только льготники – пенсионеры, школьники, студенты. Обычные граждане Барнаула такой возможности лишены.
Куда уходят деньги?
"Толк" также поинтересовался у МУПа, сколько случаев утери неименных карт в Барнауле происходит в год и что будет, если срок действия тарифа истечет, а на проездном останутся денежные средства.
Оказалось, что карты с тарифом "Электронный кошелек" – это те, на которые можно закидывать деньги когда угодно и сколько угодно с лимитом до 14 тыс. рублей – не имеют срока действия. Деньги, пока их кто-то не потратит, находятся на счете "оператора электронных денежных средств" – то есть организации, через которую произошло пополнение карты (банк, владелец газетного киоска). Если же потерять карту с тарифом "Проездной билет на 60 дней", деньги по окончании срока действия тарифа перечислят перевозчикам.
Информация о количестве случаев утрат транспортных карт не относится к общедоступной, заявили в "Центртрансе".